– Сергей Викторович, поправки в бюджетное законодательство являются одними из важнейших для экономики страны. Вы, как член профильного комитета по бюджету и налогам, расскажите читателям о сути изменений.
– Говорить о том, что тот или иной закон важнее, немного некорректно. Каждый принятый документ, отражает ситуацию, либо внешнюю, либо внутреннюю. Это может быть как текущий фактор или же стратегическое планирование. Но в любом случае, тот, по которому требуется законодательное регулирование.
Что касается корректировок бюджетного законодательства, то принятый нами в первом чтении законопроект ориентирован именно на перспективу.
Цель принятия – оперативно реагировать и поддерживать российскую экономику в случае кризиса. Сразу хочу отметить, что сейчас наша бюджетно-финансовая система вполне стабильна, чего нельзя сказать о состоянии мировой экономики. |
Поэтому нами и приняты меры по совершенствованию бюджетного механизма. В частности, изменения дают Правительству право без дополнительных согласований использовать средства Резервного фонда на поддержку экономики и социальное обеспечение населения. Это гарантирует выполнение всех обязательств перед населением со стороны государства.
– Вы характеризуете нашу экономику как стабильную? Хотя уже сегодня мы наблюдаем скачки цен на сырьевых рынках, увеличение внешнего долга России, падение курса рубля.
– Ситуация на самом деле стабильна. Начиная с прошлого года, федеральный бюджет является профицитным. В частности, в 2011 году это было 0,8% от ВВП. Положительная тенденция сохранилась и в первом полугодии 2012 года. То есть государство зарабатывает больше, чем тратит. Это дает нам возможность как раз и наполнять ту самую «подушку безопасности» – Резервный фонд и использовать его в случае неблагоприятных факторов. Резервный фонд вырос за шесть месяцев 2012 года в 2,5 раза и составляет почти 2 триллиона рублей, поэтому, в случае необходимости, средства можно позволить расходовать.
Кроме этого, мы на 3-м месте по золотовалютным запасам и на 6-м по паритету покупательной способности. Несмотря на то, что внешний долг России вырос и на 1 апреля 2012 года составил 565,25 миллиарда долларов, это все равно в разы меньше, чем у европейских стран. Для примера – в 2011 году, а сегодня он еще больше, у Великобритании долг был почти 10 триллионов долларов – 407 % ВВП, у Италии – больше 2,5 триллионов – 122 %, у Германии – 5,6 триллиона долларов, или 157 % ВВП, у США – 15 триллионов или 100 % ВВП. У нас же в пересчете на ВВП внешний долг составляет всего 30%. Уровень государственного долга еще ниже и составляет менее 10%.
Так что экономическая ситуация в нашей стране определенно может считаться устойчивой, что подтверждается и кредитными рейтингами международных агентств.
– А как государство реагирует на снижение стоимости нефти на мировых рынках?
– Несмотря на то, что сегодня идет процесс диверсификации экономики страны, т.е. уменьшения зависимости от продажи ресурсов, пока нефтегазовый сектор обеспечивает более половины поступлений в федеральный бюджет.
Поэтому в ближайшей перспективе долгосрочное снижение цены на «черное золото» может оказаться болезненным для нашей экономики. |
Для этого на прошедшей неделе мы с коллегами приняли в первом чтении проект федерального закона, который позволит учитывать при планировании поступлений в Резервный Фонд и расходовании средств бюджета не только общий размер нефтегазовых доходов, но и цену на нефть, рассчитанную в среднем, за последние пять лет.
Для бюджетной системы это означает что, в случае краткосрочных колебаний цены на нефть, расходная часть бюджета не будет меняться, но если цена изменится в долгосрочной перспективе, то расходы бюджета также автоматически корректируются: увеличиваются при росте цены на нефть и сокращаются в случае ее снижении.
Эта мера позволит сделать механизм бюджетной системы гибким. Он будет реагировать на изменения мировой конъюнктуры оперативно и «в рабочем порядке», без необходимости принятия отдельных антикризисных программ.
– И последний вопрос. От чего зависит сегодня падение цен на нефтегазовом рынке и когда ждать роста стоимости природных ресурсов?
– Причин несколько. Назову основные из них. Это снижение темпов роста экономики Китая – одного из основных потребителей. Это кризис в странах Европы, который заставляет серьезно экономить. Кроме того, ситуацию усугубляет и Иран. Ведь для того, чтобы заставить Иран свернуть свою ядерную программу, ряд стран ввели эмбарго на закупки у страны нефти. Вроде бы, это должно спровоцировать рост цен, но Суннитский блок, в который входят такие страны, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт с помощью увеличения объемов добычи и поставок бывшим потребителям иранской нефти, провоцируют падение цен. Продолжая таким образом дестабилизировать финансовую систему Ирана. Еще одной причиной снижения стоимости нефти и газа является сезонность.
При положительной динамике в решении первых трех причин, а также ближе к зимнему периоду стоимость нефти будет постепенно возрастать. В ближайшие же несколько месяцев цена будет относительно стабильной, с шагом плюс/минус 5$ в отношении марки Brent.