До недавнего времени проблемы жилфонда практически полностью решались за счет бюджетов всех уровней. Начиная с 2008 года, в соответствии с федеральным законом № 185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» было отремонтировано более половины домов, наиболее остро нуждавшихся в обновлении. На старте программы их насчитывалось порядка 1200. Нагрузка распределялась между федеральным центром, региональными и муниципальными властями и исчислялась сотнями миллиардов рублей. Однако даже в условиях относительно благополучной экономической ситуации становилось понятно, что реанимировать весь стареющий жилфонд за счет государства невозможно. Хронический «недоремонт» в условиях кризиса и, как следствие, необходимость сокращать статьи расходов могут просто-напросто перечеркнуть все достижения прошлых лет.
Как это работает?
В 2014 году первые россияне получили новые платежки, в нашем регионе их увидели в начале текущего. Система работает просто: размер взноса определяется исходя из тарифа 6,60 рубля за квадратный метр. Средства начинают вкладывать в жилфонд незамедлительно: в первую очередь их направят на ремонт наиболее изношенных домов, так сказать авансом. К остальным подрядчики придут по мере возникновения необходимости. По итогам постоянного мониторинга состояния многоквартирных домов в краткосрочный план программы ежегодно вносятся коррективы.
«Общий котел» или свой путь
Фонд капитального ремонта МКД, прямо скажем, новая структура, которой только предстоит заслужить доверие воронежцев, поэтому законодатели предоставили собственникам жилья свободу выбора способа формирования фонда. Вы можете доверить управление средствами региональному оператору, оставив за собой право контроля – это путь наименьшего сопротивления. Выбор в его пользу происходит «автоматически», если граждане не заявили о своем желании следовать другим путем, взяв на себя не только привилегии собственника жилья, но и долю ответственности. Смена способа формирования фонда капремонта должна быть одобрена на общем собрании. Через голосование также определяется банк, владелец счета, размер ежемесячного взноса, виды работ и сроки их проведения. Выбирая этот путь, нужно быть готовым к тому, что именно на плечи жильцов дома ляжет контроль за движением средств, выплата процентов по кредитам, борьба со злостными неплательщиками, предоставление отчетов о состоянии счета в орган жилищного надзора. Не удивительно, что этот сценарий на настоящий момент выбрали лишь 5 % воронежцев.
Коммунальный депозит
Если кредитную организацию для обслуживания специального счета собственники могут выбрать самостоятельно, то банк, сотрудничающий с воронежским Фондом, уже определен на конкурсной основе – им стал ВТБ.
«Это похоже на депозит: в договоре указывается, что накопленные деньги (или их часть) в течение определенного срока сниматься не будут. И тогда банк устанавливает больший процент, – отмечают пресс-службе организации. – Региональные программы капремонта рассчитаны в среднем на 30 лет. На этот срок ВТБ не ограничивается пассивным обслуживанием, а предоставляет пакет услуг. Например, для регионального оператора есть возможность интегрировать его собственное программное обеспечение с нашей системой дистанционного банковского обслуживания. С помощью этого сервиса можно управлять процессом сбора денег, проводить расходные операции и отчитываться перед контролирующими органами. Такая система исключает возможность проведения каких–либо «махинаций» с денежными средствами жителей».
Статистика обнадеживает
В пресс-службе Фонда нам пояснили: собираемость взносов в период с января по май составила 69,9 % от начисленных сумм.
«Если в январе собираемость составила 38,9 %, в феврале – уже 78,3 %, в марте – 79,7 %, в апреле – 67,4 %, в мае – 82,7 % – отмечают специалисты. – Относительно низкий уровень платежной дисциплины жителей многоквартирных домов в декабре–январе был прогнозируем. Первые квитанции на уплату взносов на капремонт поступили жителям сразу после новогодних праздников. Не все организации, осуществляющие прием платежей граждан за услуги ЖКХ, оказались технически подготовленными: где-то не было настроено оборудование, где-то не успели заменить программное обеспечение, где–то несвоевременно проинструктировали персонал».
Контроль качества
Единственное, что может помешать жильцам участвовать в работе Фонда и контролировать качество работ – пассивность.
«Наши специалисты, представители органов местного самоуправления и непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме выступают полноправными партнерами. – рассказали нам в Фонде. – Они имеют право быть членами конкурсных комиссий по отбору подрядчиков, контролировать проведение капремонта, подписывать акт выполненных работ. Если качество вызывает нарекания, необходимо проинформировать нас об этом. Далее уже специалисты техконтроля направят соответствующее предписание подрядчикам. При несвоевременном устранении недочетов, исполнитель будет оштрафован. Немаловажно и то, что оплата выполненных работ производится только после подписания акта приемки, согласованного с уполномоченным представителем собственников дома».
Со вступлением новых правил финансирования и организации капитального ремонта, по сути, материальную форму, наконец, обрела обязанность собственников жилья содержать общее имущество МКД в надлежащем состоянии и, соответственно, оплачивать, все виды работ. В 2005 году она была закреплена на уровне ЖК РФ. Более предметно о недостатках и достоинствах этого института можно будет говорить уже в конце текущего года, когда должны появиться первые осязаемые результаты реализации краткосрочного плана региональной программы. В любом случае, система – молодая, и не исключено, что в будущем продолжится ее совершенствование. Уже сейчас прорабатываются механизмы привлечения кредитных средств для досрочного проведения капремонта, «витают в воздухе» идеи о введении более дифференцированного подхода к формированию тарифа, например, законодательное собрание Санкт-Петербурга активно продвигает его повышение для юрлиц, эксплуатирующих площади в многоквартирном доме.