Новый уровень сложности: что отличает первоклассников нашего времени от ребят, которые встречали День знаний 30 лет назад?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Новый уровень сложности: что отличает первоклассников нашего времени от ребят, которые встречали День знаний 30 лет назад?

6 сентября 2017 / просмотров – 2153
Образование

Еще несколько десятилетий назад ребенок шел в школу, чтобы научиться читать, писать, считать – получить базовые навыки и знания, необходимые для продолжения учебы. Современные дети, как правило, приходят в 1 класс уже полностью подготовленными к выполнению более серьезных задач. Сегодня малыши с первой школьной ступени занимаются проектно-исследовательской деятельностью, на «ты» общаются с высокими технологиями и даже самостоятельно создают роботов. Чем еще выделяются нынешние первоклашки? Совместно с опытными педагогами корреспонденты «ГЧ» проследили, как изменились дети за последние 30 лет.

«Дети по-прежнему любопытны, как и раньше, с интересом стремятся к знаниям»

По мнению директора Семилукской СОШ № 1 Сергея Тычинина, у которого за спиной 32-летний стаж педагогической работы, современные первоклассники, безусловно, изменились, но не так сильно, как все привыкли считать.

«Дети по-прежнему любопытны, как и раньше, с интересом стремятся к знаниям, – подчеркивает Сергей Иванович. – Тем не менее, могу отметить, что их кругозор стал несколько шире. Во многом это связано с развитием той среды, в которой они живут – с детства ребята хорошо знакомы с различными гаджетами и интернетом. К тому же, сейчас родители с раннего возраста отдают ребенка на занятия иностранными языками, спортивные секции и творческие кружки. Отсюда его хорошая подготовка к учебе».

Однако педагог уточняет, отвечая запросам общества, развивается и система образования. Так, школа теперь не только дает определенные знания, умения и навыки, но наделяет компетенциями, которые помогают решать неординарные задачи, в том числе работать над исследованиями.

«Начиная уже с начальной школы, ребята занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Конечно, это звучит очень громко, – говорит директор. – Но, так или иначе, уже с 1 класса дети, например, работая над проектом «Почему идет дождь», учатся ставить перед собой конкретные задачи и цели. Да, порой родители хватаются за голову, потому что именно они помогают детям в этой работе. Поэтому задача школы и родителей – найти золотую середину, чтобы не подменять собой работу самого ребенка. Если он освоит методику работы над проектом в школьные годы, ему будет легче продолжать учиться в вузе, двигаться по научной стезе».

Между тем, что за всеми неоспоримыми преимуществами современной жизни скрываются и отрицательные тенденции. Например, в силу развития интернета виртуальное общение начало довлеть над живым, межличностные коммуникации ослабли.

«Раньше у детей было больше возможности общаться непосредственно друг с другом во дворе, у ребят были общие интересы, совместные игры, – отмечает Сергей Иванович. – Сегодня ребенок в силу различных обстоятельств иногда в этом ограничен, чаще всего он остается один на один с телефоном или компьютером. В связи с этим у нынешних дошкольников не так активно вырабатываются коммуникативные навыки. Однако в последнее время с введением ФГОС дошкольного образования этому вопросу стали уделять большое внимание, программы обучения направлены на всестороннее развитие личности и нивелирование негативных последствий интернет-общения».

«Стали более самостоятельными»
Директор гимназии имени Платонова Татьяна Бондарева считает, что современных детей отличает не столько умение пользоваться новыми технологиями, сколько способность быстро находить необходимую информацию и правильно ее применять.

«Если еще 30 лет назад малыши были очень сильно зависимы от взрослых, то сейчас попадая в совершенно незнакомую обстановку, они быстро находят выход из сложившейся ситуации. Иными словами, дети стали более самостоятельными», – говорит Татьяна Ярославовна.

Еще одна особенность современного поколения первоклассников – стремление к саморазвитию.
«У детей поменялись интересы, – объясняет педагог. – На мой взгляд, раньше первоклассники были более приземленными. Сейчас большинство малышей уже побывали за рубежом вместе с родителями, видели, как живут сверстники, чем увлекаются, как общаются. Они сравнивают себя с ровесниками и на их примере развиваются сами, в том числе становятся более раскованными, стремятся к самообразованию».

«Нынешние первоклассники будут выпускниками нового уровня интеллектуальной подготовки»

Как отмечает педагог с 46-летним стажем Светлана Михайловна Порядина, которая до 2013 года руководила Хохольским лицеем, а ныне входит в управляющий совет учреждения, сейчас во время подготовки к школе дети не только учатся читать и писать, но и настраиваются психологически.

«Очень важно, что в дошкольных учреждениях малышам дают хорошую базу знаний, вплоть до иностранных языков, которые в обязательном порядке будут изучаться в школе, – рассказывает Светлана Михайловна. – Кроме того, большую роль играет то, что в детских садах с детьми работают логопеды и психологи, которые также готовят малышей к школе: ставят речь, изучают психологию детей, а также помогают морально настроиться на учебу».

По словам Светланы Михайловны, нынешнее поколение первоклашек также отличает активное участие во внеурочной деятельности: ребята посещают разнообразные кружки по интересам, спортивные секции, творческие мастерские.

«Ранее внеурочная деятельность была менее развита, на кружковую работу уделялось всего 1-2 часа, – подчеркивает педагог. – Сейчас это время увеличено и занесено в учебный план. Сюда входит посещение детской школы искусств, детского дома творчества, спортивной школы. Например, если говорить о нашем районном центре, то для всестороннего развития детей у нас многое сделано. Возьмем спорткомплекс «Хохол Арена», там множество различных направлений: бассейн, тренажерные залы. В расписании у ребят 3 урока физкультуры: два – в школьном спортзале, а один непременно проводится в бассейне. Филиалы спортивных секций и различных кружков есть даже в школах, которые находятся за 20-30 километров от нас».

Что касается общих навыков и компетенций современных детей, то Светлана Михайловна отмечает, что сейчас дошкольники и первоклассники более развиты, чем их ровесники 30 лет назад. Они легко адаптируются к окружающей среде и хорошо в ней ориентируются.

«Все навыки, которые ребята получают на уроках, обязательно рассчитаны на практическое применение, – объясняет опытный учитель. – Очень здорово, что все упражнения и задания в учебниках предусматривают возможность использовать знания на собственном опыте. Также важно уточнить, что в учебный процесс активно внедряется исследовательская деятельность. Это большое достижение и новый виток в образовании. Я считаю, что нынешние первоклассники уже будут выпускниками нового уровня интеллектуальной подготовки: более мобильными, способными адаптироваться к любой окружающей среде, причем не только в России, но и за ее пределами. Хочется пожелать всем школьникам, прежде всего, успешного освоения программного материала, чтобы это действительно сыграло положительную роль в их жизни, получении профессии и становлении личности. Наше общество рассчитывает увидеть современного человека, который мог бы по своему интеллекту соперничать на мировом уровне с выпускниками зарубежных школ».

Чтение в тему:

Юбилейные первоклассники: школа № 48 провела пятидесятую линейку

Екатерина Мельникова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели