Новый законопроект о рекламе БАДов добавляет в жизнь СМИ «ложку дегтя»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Новый законопроект о рекламе БАДов добавляет в жизнь СМИ «ложку дегтя»

27 июня 2013 / просмотров – 28331
Здоровье
На днях комитет по экономической политике подготовил к рассмотрению во втором чтении законопроект о рекламе БАД, который предусматривает ответственность не только для рекламодателя, но и для рекламораспространителя.

По мнению авторов законопроекта, действующие нормы рекламы лекарственных и профилактических средств, в том числе биологически активных добавок, регулируют эту сферу недостаточно жестко. Особенно с учетом того, что объем такой рекламы на федеральных теле- и радиоканалах неуклонно растет.

ВОРОНЕЖ В ЗОНЕ РИСКА ОТ БАД?

Согласно декабрьскому опросу ВЦИОМ, каждый четвертый взрослый житель нашей страны (23 %) когда-либо принимал БАД. При этом лишь треть респондентов хорошо понимает, что это такое и как действует. Каждый десятый респондент (11 %) принимает их при ухудшении здоровья, каждый пятый – сезонно, 6 % – курсами. При этом уровень потребления биологически активных добавок в больших населенных пунктах выше по сравнению с малыми. Как правило, россияне покупают БАД в аптеках, вторым по распространенности способом покупки является получение их у частных лиц, причем этот метод наиболее развит именно в городах-миллионниках.

Для решения этой проблемы предлагается, с одной стороны, ужесточить требования к оповещению потребителей об истинных характеристиках БАДов (в первую очередь о том, что они не являются лекарственным средствами, то есть не обладают исцеляющими свойствами). Для этого, в частности, устанавливается минимальное время  трансляции предупреждения о том, что БАД не является лекарством. В радиоверсии его минимальная продолжительность составляет 3, а в видео – 5 секунд (правда, в ходе подготовки ко второму чтению профильный комитет предложил уточнить законопроект в пользу уменьшения минимального срока трансляции предупреждения до 2 секунд). При этом ему должно быть отведено не менее 7 % площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее 10 процентов рекламной площади.

С другой стороны, ввиду высокой общественной значимости темы, законопроект предлагает ввести ответственность не только для рекламодателя, но и для рекламораспространителя. Что значительно усложнит жизнь большинству СМИ, работающих с этих сегментов заказчиков. Это предложение объясняется тем, что административная практика свидетельствует, что во многих случаях выявить и привлечь к ответственности рекламодателя биологически активных и пищевых добавок, распространяемой с нарушением требований закона, не представляется возможным, так как хозяйствующие субъекты, указанные в договорах и платежных документах, являются организациями-однодневками, прекратившими деятельность на момент выявления нарушения и рассмотрения дела. Таким образом, негативные последствия, связанные с уплатой штрафа и наличием факта привлечения к административной ответственности, для рекламодателя не наступают.

КОНТЕКСТ

Вовлечение в зону ответственности за рекламу БАД средств массовой информации произошло и «с подачи» Федеральной антимонопольной службы. Как сказал в одном из своих интервью замруководителя ведомства Андрей Кашеваров, ФАС «зачастую сталкивается с тем, что в рекламе содержится утверждение, что БАД – это лекарственное средство, образ препарата затмевает надпись «не является лекарством» в конце ролика». И именно ФАС внесла на рассмотрение правительства законопроект, в котором предлагается возложить ответственность за нарушение рекламы биологически активных добавок не только на рекламодателей, но и на тех, кто распространяет подобную информацию.

Что касается наказания, то законопроект выделяет нарушение установленных законодательством требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок в качестве самостоятельного состава правонарушения, за которое устанавливается повышенная ответственность. А именно административный штраф для граждан в размере от 2 до 2,5 тысяч рублей; для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей; для юридических лиц – от 200 до 500 тысяч рублей. Рекламораспространители в данном случае, естественно, попадают в последнюю категорию. Заметим, что размер штрафов по этой, впервые выделенной статье, сопоставим, например, с наказанием за такие грубые нарушения, как трансляция рекламы в национальные дни траура или совмещение рекламы с трансляцией фильма.

СПРАВКА «ГЧ»

Законопроект № 246197-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривает изменения в несколько статей Федерального закона «О рекламе», а также в Кодекс об административных правонарушениях. 14 мая законопроект был одобрен в первом чтении, второе запланировано на июль. 

ЧТЕНИЕ В ТЕМУ: БАДы – обман ценой здоровья

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Закон о рекламе БАД был принят в окончательном, третьем, чтении

Ольга Ламок
239-09-68
sunnyreflective@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели