В нынешнем году участники тех событий вспоминают две эти даты. «Испытав первую советскую ядерную бомбу на Семипалатинском полигоне, мы лишили США ядерной монополии, – говорит председатель Воронежского отделения Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ Михаил Смагин. – Мы, ветераны подразделений особого риска, создали ядерный щит СССР, который гарантировал нашей стране 60 лет мирного развития».
В Воронежской области таких людей – более 300 человек. Они входят в региональную общественную организацию, главная цель которой – помочь ветеранам решить насущные вопросы. Чаще всего возникают трудности с лекарственным обеспечением и медицинским обслуживанием: участие в испытаниях ядерного оружия отняло здоровье не только у самих «ядерщиков», но и у членов их семей. «Многие проблемы благополучно разрешились при поддержке правительства Воронежской области: сделаны операции по шунтированию сосудов сердца, замене тазобедренного сустава и хрусталика глаза», – объясняет Михаил Сергеевич.
За последние несколько лет, подчеркивает председатель общественной организации, заметны позитивные перемены и в пенсионном обеспечении. «От решений, которые принимаются в Государственной Думе, зависит не только качество жизни пенсионеров-военнослужащих, но и обороноспособность и энергетический потенциал России, – говорит Михаил Смагин. – Самое активное участие в разработке соответствующих законопроектов принимает депутат от Воронежской области Сергей Чижов. Наше с ним сотрудничество началось еще в 2007 году, и с тех пор мы находимся в постоянном контакте. Для нас, ветеранов, особенно ценны его внимание и забота».
О воронежцах, создававших ядерный щит страны
Одни вручную собирали в глубоких подземельях ядерное оружие. Другие, не боясь «лучей смерти», проникали в пекло взрыва. Третьи – ликвидировали аварии на атомных подлодках и кораблях. Все они хорошо помнят, как 65 лет назад на Семипалатинском полигоне была испытана первая в СССР ядерная бомба. А спустя 5 лет после этого состоялись Тоцкие учения с применением ядерного оружия – в них участвовали более 45 тысяч солдат и офицеров.
Владимир Андреевич САДЧИКОВ, принимал участие в испытаниях первой водородной бомбы на Семипалатинском полигоне:
– Никакой особой команды перед взрывом не поступало. Мы ложились на пол, лицом вниз. Слышали пронзительный звук, который напоминал, как тугой материал рвется на части – только мощнее! Потом – яркая вспышка, озаряющая горизонт: нас ослепило так, что невозможно было открыть глаза. Мы чувствовали, как вздрагивала земля, как ударная волна «била» по ушам… В эпицентре взрыва температура составляла около 35 тысяч градусов по Цельсию: у танков, которые там находились, полностью расплавлялись башни. Все, что происходило на полигоне, было под грифом «совершенно секретно». Часто даже родственники не знали, чем их близкие занимаются, какие работы выполняют. Когда я уехал из Семипалатинска, мне часто снился ядерный взрыв.