«Потерянная» покупка
По словам продавца, товар находился в Китае, а потому нужно было оплатить не только его цену, но и стоимость доставки. Договорившись о поставке двух плат, Михаил перевел на карту продавца более 17 тысяч рублей. Срок получения видеоплат составлял 45-60 дней, но обещание не было выполнено. Ранее Михаил Воронов заказал трек-номер для отслеживания почтовой посылки через интернет, однако посылки нигде не значилось, а интернет-сервис выдал информацию, что проверочный код оказался неверным, в то время как продавец уверял Михаила в обратном. Ни покупки, ни своих денег молодой человек так и не увидел. Причем удалось выяснить, что это не единственный случай обмана покупателей предприимчивым дельцом. Чтобы вернуть потраченные средства, бабушка обманутого покупателя Мария Воронова обратилась за помощью в Региональную местную общественную приемную Председателя Партии «Единая Россия». По словам Марии Васильевны, юристы составили заявление, и в ближайшее время Михаил обратится в правоохранительные органы.
Как не попасть в сети аферистов?
Чтобы снизить риск неудачной онлайн-покупки, следует придерживаться простых рекомендаций. Как рассказали «ГЧ» в Региональной местной общественной приемной Председателя Партии «Единая Россия», прежде всего, следует обратить внимание на внешний вид сайта: он должен выглядеть достаточно солидно и внушать доверие, ведь вряд ли мошенники будут вкладывать большие средства в создание портала, а потому и страничка, скорее всего, будет оформлена кустарно.
– Увидели на сайте ошибки, но не нашли адреса и других контактов продавца (желательно, чтобы был указан, не мобильный, а городской номер телефона) – покидайте такой интернет-магазин без сожаления, – рекомендует юрист. – Даже если сайт вам понравился внешне, зайдите на другие порталы и сравните цены. Слишком низкая стоимость товаров должна насторожить покупателей. Не лишним будет почитать в Сети и отзывы других пользователей, уже имеющих представление о работе этого магазина. Ознакомьтесь с условиями доставки: там обязательно должен присутствовать пункт про бесплатную замену товара в случае его обоснованного возврата.**
Кроме заплаченных недобросовестному продавцу 17 тысяч рублей, Михаил был вынужден изыскивать средства на срочную покупку необходимой продукции у других поставщиков. На этот раз он предпочел реальный, а не виртуальный формат шопинга
Деньги можно вернуть
Если вам все же продали бракованную вещь и, более того, отказываются возмещать убытки, юристы общественной приемной советуют сначала написать письменную претензию магазину по поводу низкого качества товара и отказа продавца от выполнения взятых обязательств по договору купли-продажи.
– Обязательно потребуйте возврата денег в течение 10 дней, а чтобы ваш документ гарантированно дошел до адресата, отправьте его заказным письмом с уведомлением о получении. Если же и после этого ваши законные требования не будут выполнены – обращайтесь в правоохранительные органы, предварительно сделав ксерокопии всех необходимых документов – в частности, товарного чека и гарантийного талона, – объясняет юрист общественной приемной. – Поскольку в данном случае у заявителя на руках есть необходимые доказательства, в частности, данные трек-номера, сведения о сберегательной книжке продавца и чек об оплате видеоплат, у его шансы доказать факт мошенничества и получить свои деньги достаточно высоки.
** Право на отказ от определенных категорий товара надлежащего качества в течение семи дней при сохранении товарного и потребительских качеств покупки дает статья 26.1 Федерального Закона «О защите прав потребителей»
Когда курьер доставит заказ, внимательно осмотрите чек: в нем должно быть название магазина и его юридический адрес, иначе вы не сможете предъявить претензии в случае низкого качества товара. Обязательно оцените приобретение в присутствии сотрудника службы доставки.
Топ-15 самых популярных товаров в интернете
6 553 рубля в среднем потратили на покупки в Сети жители нашей страны за последние несколько месяцев.* Еще год назад этот показатель был почти вдвое меньше. На инфографике приведены лидеры категорий покупаемых товаров.
Одежда и обувь – 12 %
Электроника – 7 %
Мелкая бытовая техника – 6 %
Книги, журналы, аудио- и видеопродукция – 5 %
Авиа-, ж/д билеты и путевки – 5 %
Косметика – 5 %
Крупная бытовая техника – 4 %
Товары для дома 3 %
Украшения – 3 %
Билеты на концерты, в театры, кино – 2 %
Мебель – 2 %
Продукты питания – 2 %
Спортивные товары – 1 %
Цветы и растения – 1 %
Купоны на скидки – 1 %
* Опрос проведен Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 6-7 октября 2012 года