От барокко до авангарда: столичный ансамбль «Opus Posth» выступил в Воронеже
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

От барокко до авангарда: столичный ансамбль «Opus Posth» выступил в Воронеже

4 ноября 2013 / просмотров – 1295
Культура
Бал, пустыня, древнее государство, осень … какие только картины не навеял слушателям московский ансамбль Татьяны Гринденко «Opus Posth», вчера давший концерт старинной и современной музыки в филармонии.

«Конец эпохи композиторов»

Коллектив появился в 1999 году. Исполнение музыкантов, да и вся их творческая деятельность основана на теории композитора-минималиста Владимира Мартынова, который, кстати, тоже совсем недавно выступил в Воронеже. Его идея в том, что пришло время «конца эпохи композиторов», необходимо дать музыке свободно изливаться, а не заниматься ее «украшательством». Композитор из сочинителя должен превратиться в транслятора.

Изначально «opus posth» переводится как посмертное сочинение, то есть работа, опубликованная после смерти композитора. Выбор такого названия для ансамбля подчеркивает, что музыканты «исследуют» постопусную, «некомпозиторскую» музыку.

Мелодии бала

Открылся вечер отделением старинной музыки, сочинением Арканджело Корелли «Кончерто Гроссо». Композитор посвятил свое творчество поиску симметрии и пропорции в музыке. Однако сам же он отмечал, что «красоту составляет не столько сама пропорция, сколько блеск, который украшает и оживляет музыку».

В целом мелодии барокко – это ностальгия, даже тоска по потерянному раю, потерянной красоте. Музыка этой эпохи – некий букет разнообразных воспоминаний.

Играя сочинения, относящиеся к барокко, наверное, нельзя не исполнить произведения Баха. Композитор, подходивший к музыке как с точки зрения искусства, так и с точки зрения математики, оставил потомкам богатейшее разноплановое наследие.

Музыкальный мейнстрим

Второе отделение было посвящено современным авторам. Открылось оно исполнением произведения американского композитора Филипа Гласса, одного из основоположников музыки минимализма. На слушателей как будто подул ураган, как будто стихии ворвались в зал филармонии. Музыка Гласса – это сплошной энергетический поток, властно погружающий аудиторию в свою эстетику. Также ансамбль представил воронежцам творчество греческого композитора Яниса Ксенакиса. Интересно, что музыкой он начал заниматься уже в зрелом возрасте. Профессия Ксенакиса – архитектор. Ему даже доводилось создавать совместные проекты с Ле Корбюзье. В музыке композитор также стремится выстраивать своеобразную архитектуру. Некоторые его сочинения настолько архаичны, что кажутся  просто «ультраавангардными». На концерте было исполнено произведение «Ароура» как будто распахнувшее перед жителями XXI века библейский мир.

Завершился вечер произведением Владимира Мартынова «Времена года», в основе которого идея существования четырех великих композиторов, на которых и держится вся сочиненная музыка.  «Opus Posth» исполнил «Осенний бал», посвященный Мендельсону.

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Эдуард БОЯКОВ, ректор ВГАИ:

- Проект «Opus Posth» появился на основе «Академии стариной музыки». На данный момент коллектив, наверное, успел сыграть произведения всех современных композиторов. Кстати, некоторые авторы пишут музыку специально для ансамбля. Помимо выступления в филармонии, ансамбль проводит мастер-класс в Академии искусств. Также в стенах вуза состоится и закрытый концерт.

Юлия Горшкова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели