Сейчас финансирование медикаментов для борьбы с редкими заболеваниями осуществляется на уровне федерального бюджета. В перечне таких болезней – гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянный склероз, а также последствия трансплантации органов и (или) тканей. Если изменить сегодняшнее положение дел в финансировании путем децентрализации, как было задумано, есть большая доля вероятности, что так сразу с возросшей нагрузкой региональные бюджеты не справятся. В итоге - пострадают люди.
Отчего вырастут цены?
Неэффективность использования бюджетных средств по направлению социально-значимые заболевания в новых условиях связана, прежде всего, с возможным увеличением количества торгов. По мнению разработчиков документа, их число возрастет как минимум в 83 раза, тем самым вызвав соответствующий рост «накладных расходов заказчиков на подготовку кадров, составление документации, обоснование цены, планирование, участие в рассмотрении жалоб, организацию повторных процедур и прочее». Как следует из пояснительной записки, «производители лекарственных средств не могут принимать участие в таком количестве торгов, в результате чего, предлагаемая производителями цена не будет включать существующие сейчас объемные скидки, снижающие цены поставок, и на региональных аукционах будут участвовать многочисленные посредники, поставляющие препараты с максимально возможной надбавкой».
Три года на решение проблемы
Наконец, поскольку координацией лечения таких больных занимается Минздрав России, только это ведомство на сегодняшний день обладает возможностью централизованного планирования объемов закупок. «Поскольку пациенты вправе получать лекарства вне места постоянного проживания, при федеральной закупке есть возможность оперативного перемещения лекарств без выделения дополнительных квот субъектам Российской Федерации и без проведения дополнительных аукционов», - говорится в пояснительной записке.
Следует отметить, что вопросы совершенствования лекарственного обеспечения населения в стране предусматривают проведение пилотных проектов, в рамках которых, в том числе, будет прорабатываться переход от централизованных закупок дорогостоящих лекарственных препаратов к предоставлению субсидий бюджетам субъектов. Как раз три года парламентарии оставляют на апробирование всех механизмов нового финансирования и устранение пробелов в эффективности расходования бюджетных средств на эти нужды.