– Минувший юбилейный для МЧС год для нас был годом серьезных испытаний. Природные пожары не только показали, насколько важную роль играют специалисты, умеющие управлять современной техникой и способные эффективно противостоять стихии, но и выявили наши «болевые точки». Я полностью согласен с губернатором, для которого неважно, где и чья компетенция начинается, а где заканчивается. Выехал – отработай по полной программе. При спасении людей, имущества, лесов мы должны оптимизировать взаимодействие нашей службы с другими структурами. Это первое. Также следует обратить внимание на материально-техническое оснащение и профессиональную подготовку пожарных. Кто бы что ни говорил, но в таких объемах лесные возгорания раньше мы не тушили. Помимо этого я выступаю за создание (особенно в сельских поселениях) добровольного волонтерского движения, которое делало бы упор на прогноз и предупреждение пожаров.
– Получается, что сегодня на первый план выходит даже не реагирование, а предупреждение ЧС?
– Совершенно верно. Наше министерство (и мы вместе с ним) развивается по 2 основным направлениям. Первое – предупреждение и профилактика. Весь перечень опасных производств, которые могут нанести ущерб здоровью или имуществу воронежцев, должен быть задекларирован и просчитан с теми максимальными рисками, которые мы имеем на сегодняшний день. У нас более 200 объектов, несущих потенциальную угрозу. Поэтому в рамках комиссии по ЧС совместно с Ростехнадзором, руководством этих объектов и прокуратурой мы проводим предупреждающие мероприятия. Второе направление – реагирование. Здесь, как я уже говорил, речь идет о развитии материально-технического обеспечения и создании условий для скорейшей ликвидации всех происшествий.
– Вскоре в Воронежской области появится интерактивная карта региона. Расскажите о ее основном предназначении.
– Все мы хотели бы, чтобы наша область привлекала как можно больше инвесторов. Но бизнесменов в первую очередь интересует безопасность производства. Языком электронных карт мы сможем доказать им, что вкладывать деньги в наш регион действительно выгодно. Это очень серьезный финансовый проект, реализация которого позволит нам прогнозировать в том числе различные чрезвычайные ситуации. Поэтому, чтобы карта была единой, мы привлекаем к работе глав сельских поселений и все территориальные органы федеральных структур. Интерактивная карта позволит четко разделить зоны ответственности и определить зону градостроительства. К примеру, по техрегламенту нельзя размещать объекты инфраструктуры (я уж не говорю о жилых домах) в местах, до которых пожарные подразделения не смогут добраться в течение 10 минут. Векторная карта поможет решить эту проблему. Ее появление важно и для нас, и для инвесторов, и для муниципалитетов. Должен быть единый технический документ, который определит зону возведения жилого сектора, технических построек и инвестиций. Все должно быть предельно прозрачно.
– Ходят слухи, что ваши диспетчеры вскоре будут изъясняться на нескольких иностранных языках. Так ли это?
– Воронежскую область посещает немало иностранных лиц, и мы должны гарантировать им безопасное пребывание. Поэтому, когда люди, к примеру, звонят по 01 и просят о помощи, вызов должен быть принят вне зависимости от того, на каком языке изъясняется абонент. Для нас это одна из приоритетных задач, и мы будем стараться справиться с ней в самое ближайшее время. В каждой смене у нас будут диспетчеры и инженеры со знанием иностранных языков – английского, французского и немецкого.
892 лесных пожара произошли в Воронежской области в 2010 году. В июле-августе в них погибли 4 человека, в том числе сотрудник ПЧ-41 по охране Каширского района. Огонь уничтожил 309 жилых домов и 857 надворных построек. Всего же за 12 месяцев минувшего года в регионе зарегистрировано более 2800 пожаров.