Если у вас в крови краска…
В Воронеже происходит постоянное поступательное развитие стрит-арта. Согласно мнениям деятелей уличного сообщества Ирины Аксеновой и Дениса Евграфова, на данный момент райтеры уже сильно «прокачались» и шагнули на новый уровень. Одним из успешных примеров качественного скилла*** является участник стрит-дуэта «Кифир» Роман Климанов. Он сумел перенести понятие «искусство» из привычной музейной среды на улицы мегаполиса.
«Я рисую, сколько себя помню. Лет в 13-14 заинтересовался граффити. Собственно, это течение и сделало для меня стены первостепенным объектом творчества. Позже, когда увлечение этим направлением прошло, я не смог уйти от желания рисовать. Для меня лист бумаги или холст никогда не смогут сравниться с многометровыми фасадами или другими архитектурными объектами», – рассказывает Рома.
Чтобы взгляд отдохнул от серой урбан-среды нужен своеобразный тренажер. Правильно расположенный рисунок помогает не только расслабиться глазам, но и дает возможность изменить свое отношение к обычным будням.
«Как я решаю, что и где рисовать? Это чутье. Порой видишь подходящее место и в голове рождаются идеи. Но чаще задумка является первичной. Она может дожидаться своего часа очень долго, до тех пор, пока не получится найти для нее стену. Лично я не ставлю целью украшение только города. Была бы моя воля, я бы творил за его пределам, так как там проще и спокойнее. Для меня не так важно, чтобы рисунок видело как можно больше народу. Главное, чтобы он устраивал меня. Конечно, когда картина создается в публичных местах, невольно задумываешься о мнении окружающих и это усложняет работу, путает мысли, мешает творческому процессу. Я пытаюсь абстрагироваться, но это не всегда удается», – рассказывает Роман
Есть ли место легальному проявлению творчества?
С появлением «наскальной живописи» городское пространство превращается в выставку под открытым небом. Это позволяет на время прервать движение общественного потока и захватить интерес любопытных участников социума. К сожалению, в Воронеже нет единой арт-территории, однако, в России уже существует опыт, на который следует равняться. Так например, в Санкт-Петербурге в одной из промышленных зон был создан Музей стрит-арта. Другим примером является лофт-пространство «Этажи», который разбивает помещение на участки для хостела и выставочных залов. Координатор проекта уличного искусства «Здесь» Ирина Аксенова утверждает, что и в нашем городе достаточно неиспользуемых зданий, которые могут подойти для подобных проектов.
«Создать некую единую площадку было бы интересно, прежде всего, с просветительской точки зрения. Там можно было бы не только показывать разные направления современного стрит-арта, но и читать лекции, проводить мастер-классы. В Воронеже достаточно количество людей, которым эта тема интересна и было бы неплохо сделать для них какую-то долгосрочную лекционную программу с участием приглашенных спикеров. Моя мечта привезти екатеринбургского художника Тимофея Радю, который является одной из ключевых фигур российского стрит-арта», – делится Ирина.
Мотивация к действию
Уличное искусство действительно набирает обороты. С урбан-объектов оно переносится на киноэкраны, некоторые элементы превращаются в принты для брендов, музыкальные группы помещают элементы граффити на обложки своих альбомов. Творческий человек, применяя полученные на улице навыки рисования, может работать с галереями и дорасти до собственной выставки.
«На Западе художники проводят показы своих творений. Мы можем увидеть это на примере раскрученного Бэнкси. В России тоже есть подобные выставки, но не в столице Черноземья. Основные зрители наших райтеров – прохожие», – считает создатель сообщества «Стрит-арт и граффити города Воронеж» Денис Евграфов.
Таким образом, с уверенностью можно выявить две вероятные перспективы дальнейшего развития уличного направления. Для кого-то оно останется средством индивидуального самовыражения и проявлением духа свободы, а для кого-то станет профессией.
«Я сторонник свободного искусства. Но рыночная экономика дает о себе знать. Периодически я выполняю заказы, но достаточно четко разделяю коммерцию и творчество. Это разные сферы деятельности. Мне бы вообще не хотелось акцентировать внимание на коммерческих работах – это квазитворчество.**** Настоящее проявление художника, на мой взгляд, – это свобода самовыражения, где нет границ и мнений третей стороны. Я был бы счастлив заниматься этим всю жизнь, но сложно достичь такого уровня, когда создаваемое тобой будет востребовано настолько, чтобы не беспокоиться о деньгах. К этому нужно упорно идти», – говорит уличный художник Роман Климанов.