История праздника такова: после воскрешения своего друга Лазаря Христос отправился в Иерусалим. За Христом в столицу Израиля последовало множество народа. Люди были поражены чудом с Лазарем и оказывали Спасителю невероятные почести. Когда он въезжал на ослике в городские ворота, все вокруг восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» И бросали Ему под ноги пальмовые ветви – царский символ. Эти же люди через считанные дни будут требовать распятия Сына Божьего…
На Руси и в других славянских странах при воспоминании этих событий пальмовые ветви заменили на вербы. Верующие идут в храмы с веточками и целыми букетами. Священник освящает вербы в субботу на всенощном бдении и в воскресенье после Божественной литургии.
Христианам, держащим сорокадневный Великий пост, в Вербное воскресенье разрешается вкушать рыбу и вино. Но всю последующую неделю, Страстную седмицу, посвященную воспоминанию последних дней Христа и Его Спасительных Страстей, следует держать строгий пост и уделять время глубокой молитве. В Великую среду на вечерней совершается Таинство исповеди: в этот день все стараются покаяться в своих грехах. В Великий Четверг, когда вспоминается важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), все православные христиане причащаются Святых Христовых Тайн. В Великую Пятницу служится вечерня с чином выноса Плащаницы – Иосиф Аримафейский снимает тело Господа с креста и кладет его во гроб – и до выноса плащаницы не вкушают пищи. В Великую Субботу утром служится литургия, после нее освещается праздничная пасхальная трапеза. Светлое Христово Воскресение православные тоже встречают в храме, на особо торжественном и красивом богослужении.