Предопределение судьбы или долгие поиски призвания? Воронежские педагоги рассказали о своей профессии
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Предопределение судьбы или долгие поиски призвания? Воронежские педагоги рассказали о своей профессии

11 октября 2017 / просмотров – 2174
Образование

Об успехах в реализации государственной политики в сфере образования лучше всего говорят цифры: растущий объем финансирования профильных программ, увеличивающееся количество учебных заведений, повышение заработной платы учителей. При этом не менее важен такой показатель, как престиж профессии педагога и популярность специальности среди молодежи. Здесь в последние годы наблюдается положительная динамика. По статистике Минобрнауки РФ, на сегодняшний день каждый четвертый школьный учитель – молодой специалист. Корреспонденты «ГЧ» выяснили, чем привлекает педагогика выпускников школ и вузов, и что для них является самым сложным в общении с детьми.

«Эта работа мне по душе»

Оксане Подгорной всего 20 лет, но уже третий год она преподает музыку в средней школе № 4. Девушка устроилась сюда еще на 4 курсе педагогического колледжа. Сейчас она работает и параллельно получает высшее образование в ВГПУ.

– С детства мечтала стать учителем. Для меня примером всегда была моя первая классная руководительница, – рассказывает Оксана. – К тому же, я окончила музыкальную школу. Сейчас я учусь на втором курсе факультета искусств и художественного образования.

Девушка признается, когда впервые пришла в школу в качестве педагога, у нее очень сильно тряслись руки. Молодая учительница переживала, что дети не воспримут ее всерьез, ведь на тот момент ей было всего 18 лет. Однако вопреки опасениям, все прошло идеально.

– От первого рабочего дня остались только положительные впечатления, – вспоминает педагог. – Да и с детьми удается находить общий язык. За несколько лет работы научилась некоторым хитростям. Например, когда у них плохое настроение, я поднимаю его песней – все дети любят петь, поэтому они моментально становятся веселыми. Тогда уже можно продолжать урок по моему плану. Очень радует, что коллеги всегда поддерживают молодых специалистов. Особенно это касается вопросов дисциплины. Например, мне пока трудно справиться с детьми, если они начинают баловаться. Тогда на помощь зову их классного руководителя – опытных учителей ребята лучше воспринимают. К слову, в нашу школу приходит все больше и больше начинающих специалистов – сейчас молодежь составляет примерно 40 % педагогического состава. И самое главное, они все хотят работать именно в сфере образования, у них глаза горят этим! Никто не жалеет, что пришел в школу. И я могу заверить, что эта работа мне по душе, ведь общение с детьми всегда поднимает настроение и доставляет удовольствие!

«Доверие ребят нужно завоевать»

В отличие от Оксаны Артем Черных к педагогике пришел не сразу. В старших классах юноша долго не мог определиться: штудировал обществознание, чтобы поступить в юридический техникум, повторял биологию, чтобы стать ветеринаром, делал упор на физическую подготовку, чтобы быть военным. Но осознав, что история, русский язык и литература ему все-таки ближе, парень поступил в педагогический университет на факультет филологии. Вот уже четвертый год Артем Андреевич преподает русский язык и литературу. Профессиональный путь молодой специалист начинал в своей родной школе № 21, а затем перешел в СОШ № 34.

– Не помню, чтобы сильно волновался в первые дни работы с детьми. У нас была хорошая подготовка и тренировка – во время учебы в университете мы проходили педагогическую практику, на которой вели дисциплины у старших классов. А здесь у меня были малыши пятиклассники, которые смотрели на меня с восхищением. Поэтому мне было не очень страшно. Больше волновался, когда в класс заходили завучи, – смеется Артем.

Сейчас педагог набрался опыта и заслужил уважение старшеклассников. Артем признается, из-за сравнительно небольшой разницы в возрасте доверие ребят нужно завоевывать, например, общаться с ними на одном языке.
– Если у нас возникают какие-либо проблемы с дисциплиной, я стараюсь решать их самостоятельно, без привлечения других педагогов и завучей – делится молодой педагог секретами успеха у ребят. – Даже если инцидент все-таки вышел на уровень администрации, я стараюсь защитить учеников, не называю зачинщиков конфликта. Один такой случай только укрепил наши отношения с классом. Ребята после этого спрашивали меня, почему я их не выдал. Им стало стыдно, и они сами были готовы идти к руководству школы, чтобы взять вину на себя. С тех пор конфликтных ситуаций в том классе у нас не было.

У Артема есть классное руководство, и хотя дети не всегда себя хорошо ведут, ему нравится с ними работать.
– Само чувство, когда на тебя смотрят ученики, внимательно слушают, и ты видишь, что им нравится быть у тебя на уроке – это то, ради чего стоит быть педагогом. В такие моменты ты особенно чувствуешь свою значимость, – подчеркнул учитель.

«Ученики – это отдельные личности, их нужно принимать»

Учитель математики нововоронежской СОШ № 3 Светлана Острецова как никто другой знает, насколько важна поддержка педагогического коллектива в первые годы работы в школе. Светлана Владимировна призналась, что порой сталкиваясь с трудностями, она начинала жалеть о выборе профессии. И только забота опытных коллег, которые помогали молодому специалисту не только словом, но и делом, позволила преодолеть все препятствия.

– Негативные мысли быстро проходили. В такие моменты я четко понимала, что нахожусь в правильном месте, и это именно то, что мне нужно в жизни, – делится Светлана Владимировна. – За 30 лет работы в школе я многому научилась, и продолжаю открывать для себя что-то новое до сих пор. Причем благодаря не только коллегам, но и детям.

Педагог уверена, чтобы заслужить уважение учеников, нужно общаться с ними как с взрослыми, понимающими людьми, даже если они учатся в первом классе.
– Ничего хорошего не выйдет у того учителя, который при работе с детьми рассматривает их как объект, главенствует и использует разницу в возрасте, чтобы добиться признания, – подчеркивает Светлана Острецова. – Каждый ученик – это отдельная личность, которую нужно принять со всеми ее особенностями, положительными и отрицательными чертами характера. Только в таком случае устанавливаются доверительные отношения, и работа может быть эффективной. Ведь задача педагога не только вложить знания и объяснить сложные темы предмета, но при этом воспитать ребенка, научить его жизни. И очень приятно, что спустя многие годы уже взрослые выпускники вспоминают о тебе, заходят в школу, поздравляют с праздниками, выражают благодарность.

«Педагогический труд – основа всего государства»

По словам замдиректора по учебно-воспитательной работе школы № 40 Светланы Зенищевой, одним из главных условий эффективной работы учебного заведения и педагогов является преемственность поколений и сохранение традиций. Так, например, школа № 40 была открыта в 1951 году, и с первых же лет коллектив и директор учреждения Алексей Григорьевич Козельский прививали детям любовь к родине, учили бережно относиться к своей стране. Светлана Михайловна отмечает, многие выпускники Козельского продолжили дело своего наставника – стали преподавателями в родной школе. Эти традиции образовательное учреждение старается сохранять и сейчас.
– У нас достаточно сильный и стабильный педагогический коллектив. Но при этом мы все-таки должны обеспечить себе хорошую смену, воспитать достойных учителей, – рассказывает Светлана Михайловна. – Например, в этом году к нам пришли 10 молодых специалистов – часть из них – это наши выпускники. Мы стараемся передать начинающим учителям свой педагогический опыт, школьные традиции и обычаи. В свою очередь молодежь, которая в совершенстве владеет гаджетами, помогает нам освоить передовые технологии. Главное требование, которое сейчас выдвигает учителям система образования – это быть способным постоянно учиться и совершенствоваться.
Между тем, заместитель директора подчеркивает, что самое важное в работе учителя – любить свое дело и учеников, нести ответственность перед страной. Ведь именно педагогический труд закладывает основу всего государства.
– То, каким вырастет человек, с какими знаниями вступит во взрослую жизнь, зависит именно от учителя, – говорит Светлана Зенищева. – Поэтому воспитание всегда должно идти в ногу с обучением, чтобы дети вырастали гармонично развитыми личностями. Например, в нашей школе большое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию учеников. В прошлом году мы стали первым у

Екатерина Мельникова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели