ЕФРС – это интернет-портал, который содержит ключевую информацию о бизнесе. С его помощью деловые партнеры, поставщики и заказчики могут узнать друг о друге точную и актуальную информацию, снизить свои риски и затраты при заключении сделок и выборе контрагента. Сведения в реестр поступают двумя путями: от ФНС и от самих предпринимателей.
При этом закон сегодня четко разграничивает зоны ответственности. Так, налоговая служба предоставляет данные о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, изменении размера уставного капитала, смене адреса и другие – фактически те сведения, которые содержатся в реестрах ФНС (ЕГРЮЛ и ЕГРИП)
Предприниматель, в свою очередь, обязан сообщать о получении и аннулировании лицензий, стоимости своих чистых активов, банкротстве, в некоторых случаях – о бухгалтерской отчетности, а также другую финансовую информацию.
«Дело в том, что данные обо всех лицензиях юрлиц и ИП поступают в налоговую службу в электронном формате от выдавших их органов и включаются в соответствующие реестры. Однако оператору ЕФРС их все равно предоставляет предприниматель. В результате складывается недопустимая ситуация, когда от бизнеса требуют повторно подавать сведения, уже имеющиеся распоряжении другого органа, что запрещено законами о предоставлении госуслуг и о защите прав предпринимателей. К тому же, это противоречит базовым принципам информационного взаимодействия бизнеса и власти и создает двойную работу для его участников. Поэтому мы возлагаем обязанность вносить сведения о лицензиях в ЕФРС на налоговиков и освобождаем от нее бизнес. Исключение составят только лицензии на осуществление банковских операций, поскольку Банк России не передает эту информацию в налоговые органы, – подчеркивает соавтор законопроекта, депутат Государственной Думы от Воронежской области Сергей Чижов. – Изменения в законодательстве улучшат положение свыше 100 тысяч предпринимателей, включенных сегодня в ЕГРЮЛ и ЕГРИП по Воронежской области».
На сегодняшний день получение лицензии обязательно для многих сфер предпринимательства. Это медицина и фармацевтика, образование, частная охрана, услуги связи и телевещания, торговля алкоголем, перевозка пассажиров и грузов всеми видами транспорта – в общей сложности более 50 видов деятельности. Поскольку межведомственное взаимодействие между государственными органами уже налажено, инициатива не потребует затрат и не вызовет трудностей при реализации. И притом будет способствовать гармонизации законодательства, а также позволит существенно снизить административную и финансовую нагрузку на бизнес, а также обеспечит достоверность сведений в Едином реестре.
«Сегодня 19,2 миллиона россиян заняты в сфере малого и среднего предпринимательства. Президентом поставлена амбициозная задача: к 2024 году довести их количество до 25 миллионов. Для ее достижения, помимо настройки налогового законодательства, создания системы комплексной поддержки бизнеса и популяризации этого вида деятельности, важно предельно упростить все процедуры ведения своего дела. Они должны быть четкими, понятными и необременительными, – отмечает Сергей Чижов, – И в этом направлении Государственной Думой ведется большая работа. Так, в прошлом году мы приняли закон, существенно снизивший нагрузку на предпринимателей и риск технических ошибок при подаче отчетности – теперь они будут подавать ее не в множество ведомств, а по принципу «одного окна» только в налоговую службу и с 2020 года – только в электронном виде. В работе инициатива упрощающая взаимодействие с налоговой службой – это отмена деклараций по транспортному и земельному налогам, расчетов авансовых платежей, возможность подать единое уведомление на все имущество, находящееся в разных районах одного субъекта РФ. Кроме того, готовится исчерпывающий перечень отчетности для небольших компаний».