Преодолевшие тишину. Спецрепортаж с занятия по жестовой песне
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Преодолевшие тишину. Спецрепортаж с занятия по жестовой песне

6 марта 2013 / просмотров – 2389
Городская жизнь
Когда я дома готовилась к этой встрече, провела маленький эксперимент: закрыла уши, чтобы на несколько минут почувствовать себя человеком, которому недоступны звуки. Опыт провалился – сначала я услышала, как в подъезде с грохотом распахнулись двери нашего старенького лифта, потом за окнами взвыла сигнализация на чьей-то машине… Словом, сквозь беруши упорно прорывался неугомонный окружающий мир. С этим чувством я и пошла в школу-интернат № 6, где учатся дети с нарушениями слуха разной тяжести. То есть с ощущением, что даже не могу себе представить, каково это – быть глухой.

То же можно сказать и о других людях, которые не сталкивались с данной проблемой. Они понятия не имеют, как сложно ребенку, страдающему глухотой, приспособиться к жизни, неотъемлемой частью которой являются звуки. Но в Воронеже есть образовательное учреждение, где таким детишкам помогают обрести уверенность в своих силах. Это та самая школа-интернат № 6. Его учащиеся не только успешно осваивают науки, но и достигают выдающихся результатов в творчестве. Ярким примером может служить победитель многих престижных конкурсов – школьный ансамбль «Поющие сердца», артисты которого исполняют песни …с помощью жестов. Одну из репетиций этого замечательного коллектива мы посетили с нашим фотокором.

«Приручившие мелодию»

В актовом зале – группа ребятишек разного возраста. Преподаватели выстраивают малышей, в руках у которых пестрые букеты из искусственных цветов. В центр выходит ученица постарше, включается фонограмма детского шлягера и песня обретает новую жизнь. Девочка плавно жестикулирует, передавая ее содержание, и эти движения так красивы, что в какой-то момент отключаешься от слов, что несутся из аппаратуры. А позади в такт музыке раскачиваются малыши и с таким энтузиазмом машут цветами, что к концу выступления те начинают осыпаться.

На первый взгляд детям подобные номера даются легко. Между тем, они – плоды долгого труда, ведь ребята едва улавливают звуки, а некоторые не слышат их совсем. По словам заместителя директора школы по воспитательной работе Галины Новиковой, на подготовку простейшего танца уходит около 3 месяцев, а на репетиции по более сложной программе требуется до года. Но юным артистам занятия в радость, это очевидно. Не меньше удовольствия они приносят и маленьким зрителям, страдающим нарушением слуха. Честное слово, трудно представить более чуткую аудиторию! Обычно детворе сложно сосредоточиться надолго, но эти ребятишки «читают» по жестам простую песенку, словно захватывающий бестселлер.

Когда рушатся барьеры

Ансамбль был создан более 5 лет назад. Дети, за репетицией которых мы наблюдали, представляют второй состав. Артисты из первого уже выпустились из школы. Два солиста сейчас учатся в Москве на театральном факультете специализированного института искусств. Их туда пригласили, после того как «Поющие сердца» с триумфом выступили на нескольких фестивалях. В холле школы можно увидеть стеллаж с целой коллекцией наград творческого коллектива. Теперь эстафету подхватили артисты из подрастающего поколения. Они уже успели побывать на различных конкурсах жестовой песни. В разгаре – подготовка к первому международному фестивалю детей с ограниченными возможностями, который состоится в Болгарии.

Жанр, в котором выступают дети, требует большого мастерства. По словам педагога, сурдопереводчика и одной из руководительниц ансамбля Ирины Шишкиной, «здесь идет работа над выразительностью жестов, мимикой, образом, эмоциями, заданными песней». Это сродни творчеству актера, который должен уметь покорять аудиторию. Такие выступления здорово раскрепощают ребят и помогают лучше адаптироваться в «звуковом мире». А еще они выполняют особую социальную функцию. Участие в конкурсах и фестивалях расширяют круг общения и, что не менее важно, наглядно показывают, насколько яркие и талантливые личности ребята, которых в силу их недуга принято называть детьми с ограниченными возможностями. Глядя на них, действительно веришь – любые барьеры преодолимы.

 

«Мы учим тому же, но по-другому»

Так говорят педагоги о системе обучения в интернате, когда сравнивают ее с образовательным процессом в обычной школе. Это видно было даже в ходе маленькой экскурсии, которую мы совершили по учебному заведению.

В классах занимаются не больше 6-7 учащихся, иначе сложно обеспечить индивидуальный подход. Парты стоят полукругом, так как школьники должны видеть друг друга, ведь даже со слуховыми аппаратами они с трудом воспринимают звуки. Всюду наглядные пособия, поскольку для глухих и слабослышащих детей особую роль играют зрительные ощущения. Между прочим, такие ребята удивительно точно подмечают оттенки цвета и детали. Недаром они нередко становятся прекрасными художниками.

До 5 класса школьников учат по спецпрограммам, затем постепенно переводят на общеобразовательные с элементами адаптации. В процесс обучения вплетается очень тонкая работа над развитием слухового восприятия и правильной речи. Это требует специальных знаний от педагогов и воспитателей. К примеру, все они владеют дактильной (пальцевой) азбукой, где каждая буква имеет жестовое значение. Впрочем, это лишь верхушка айсберга, за которой стоит огромный кропотливый труд сотрудников интерната. Люди здесь работают необыкновенные. Все они пришли сюда по велению души. Некоторые даже приняли решение помогать слабослышащим ребятам еще в детстве, как, например, Ирина Шишкина, родители которой страдают глухотой.

 

Школа-интернат № 6 – единственное учебное заведение в Воронеже для глухих и слабослышащих детей. Образовательное учреждение действует уже больше 20 лет. За это время его педагогический коллектив приобрел уникальный опыт работы с ребятами, страдающими нарушениями слуха. В настоящее время здесь проходят обучение 133 учащихся (с 1 по 12 класс).

 

Особая гордость школы – высокий уровень спортивной подготовки. Среди ее выпускников – чемпионы Сурдоолимпийских игр, кавалеры медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени волейболист Игорь Швора, футболистки Светлана Свиридова и Светлана Лукина.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели