Пострадавший автовладелец Максим Каретин* вспоминает, что на тот злополучный день было намечено много дел, и он обдумывал, как наиболее рационально проложить маршрут, чтобы везде успеть. Решил свернуть на улицу Свободы. Этой дорогой он ездил много лет, знал не только каждый знак, но и все ухабы, поэтому мог управлять автомобилем, как говорится, с закрытыми глазами.
Все планы насмарку
Удар пришелся слева в крыло и капот. Все произошло настолько быстро, что Максим не сразу сообразил, что белое облако, в которое он вдруг угодил, это подушка безопасности. Он очень быстро взял себя в руки и проанализировал случившееся.
Несмотря на то, что его машина сильно пострадала, мужчина с облегчением подумал, что он в случившемся не виноват. Как гласят Правила дорожного движения, на перекрестке неравнозначных дорог преимущество у тех, кто движется по главной трассе. А в этом случае водитель «Жигулей» двигался по второстепенной дороге и должен был уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения. Однако не сделал этого и, как следствие, не справился с управлением и врезался в «Тойоту» Каретина.
Нет контакта
Сотрудники ГИБДД приехали довольно быстро, составили схему ДТП, опросили водителей и помогли вызвать эвакуатор. Тогда владелец «Жигулей» выглядел очень виноватым, Каретин даже посочувствовал ему. Мало ли что в жизни бывает: отвлекся, не заметил дорожный знак, задумался, но ведет себя достойно, не отпирается и не пытается уйти от ответственности.
Но это было обманчивое впечатление. Когда Максим обратился в свою страховую компанию для возмещения ущерба, то получил отказ. Оказалось, что по предъявленному виновником происшествия полису ОСАГО застрахована ответственность совершенно другого гражданина. Что это значит: череда досадных ошибок или автомобиль Каретина повредил человек, который сознательно избегает с ним встречи, соответственно, не собирается возмещать причиненный ущерб? Скоро Максим убедился в своих самых худших предположениях. Водитель злополучных «Жигулей» старательно избегал встреч и любого другого общения.
Инспекторы ГИБДД, к которым обратился потерпевший, посоветовали получить у экспертов акт оценки ущерба и направить виновнику претензию с требованием оплатить ремонт автомобиля. Максим так и сделал, только ничего уже ждать не стал, за свой счет произвел ремонт. Жизнь не стоит на месте, надо работать, для этого нужен исправный автомобиль. Шло время, уже зима накрыла снегом родной город. Ни ответа на претензию, ни денег он так и не дождался.
Обязан судом
«Я не знал, что делать. Человек доставил мне столько неприятностей и живет себе спокойно, просто прячется от меня и все, - вспоминает Максим. - Тогда я опять пришел в отдел ГИБДД, но там мне объяснили, что водитель «Жигулей» уже понес наказание в соответствии с административным кодексом. А вот возмещение материального вреда относится к гражданско-правовым отношениям. Тут в госавтоинспекции мне ничем помочь не могут, мне самому нужно обращаться в суд. И посоветовали пойти за помощью в общественную приемную депутата Государственной Думы от Воронежской области Сергея Чижова. Сказали, что там никому не отказывают: помогают всем, бесплатно и практически всегда добиваются положительного решения. Я в последнее время перестал верить людям. Честно говоря, думал: или не помогут, или большие деньги возьмут. Но все оказалось иначе. Я очень благодарен нашему парламентарию: благодаря ему в трудной ситуации людям есть, куда обратиться за помощью!»
В приемной парламентария воронежца внимательно выслушали, тщательно проанализировали все обстоятельства произошедшего и не только дали подробную юридическую консультацию, но и составили план действий по решению его проблемы. А также помогли составить юридически значимые документы, в том числе исковое заявление.
В результате решение суда – взыскать с виновника автодорожного происшествия компенсацию вреда, причиненного имуществу, расходы за проведение экспертизы, а также возмещение судебных расходов. В общей сложности – свыше 185 000 рублей. Выплата суммы пострадавшему теперь уже вопрос не личного желания горе-водителя, а исполнения решения суда. И правовых механизмов для воздействия значительно больше.
«Вопрос соразмерности ответственности сохраняет актуальность»
Как подчеркивает депутат Государственной Думы Сергей Чижов, будь у виновника ДТП оформлен полис ОСАГО, выплата компенсации не вызвала бы трудностей. На сегодняшний день закон об ОСАГО обязывает страховщиков возместить вред каждому из потерпевших, независимо от количества страховых случаев, наступивших в течение периода действия договора в пределах 500 000 рублей при причинении вреда здоровью и 400 000 рублей при причинении вреда имуществу.
«Страхование автогражданской ответственности является обязательным и нарушение этого требования законодательства влечет наступление ответственности, в виде штрафных санкций в размере от 500 до 800 рублем – причем ограничений на количество штрафов нет, поэтому даже за одну поездку может набежать довольно крупная сумма, - отмечает Сергей Чижов. – Вопрос о соразмерности наказания, безусловно, сохраняет свою актуальность, и мы периодически возвращаемся к обсуждению целесообразности пересмотра меры ответственности для водителей, которые не страхуют свою гражданскую ответственность. Однако реалистичные контуры эта инициатива приобретет после того, как будут устранены все системные проблемы в оформлении ОСАГО. За последние годы при активном участии Государственной Думы принят целый ряд решений, упростивших оформление полисов и повысивших доступность данной услуги для автовладельцев. Практически удалось избавиться от очередей и дефицита полисов, пресечь попытки махинаций при их реализации. Водителям предоставлена возможность оформления ОСАГО без техосмотра. Буквально на днях, 1 апреля, до 54 % увеличен максимальный размер скидки на полис за безаварийное вождение, то есть аккуратным и дисциплинированным водителям страховка будет обходиться дешевле.
Тем не менее сбои все еще возникают: не далее, как осенью прошлого года фиксировались массовые отказы владельцам транспортных средств, представляющих так называемые «убыточные» категории, к которым относят водителей в возрасте до 23 лет со стажем вождения до трех лет, таксистов, мотоциклистов, водителем спецтехники и грузовиков – убыточным категориям страхователей, суммы выплат которым, как правило превышают сборы, что в свою очередь подрывает устойчивость страховых организаций.
В конце марта мы с коллегами по Государственной Думе завершили работу над проектом изменений в законодательство, направленных на решение этой проблемы. Закон уже подписан президентом и предусматривает создание перестраховочного пула для ОСАГО, в который войдут все компании, осуществляющие страхование автогражданской ответственности. Немаловажно, что мы сделали исключение и отменили для участников для ОСАГО требование об обязательном наличии лицензии на ведение деятельности по перестрахованию. В силу того, что оформить ее могут компании с уставным капиталом не менее 600 миллионов рублей, от участия в системе распределения нагрузки, связанной с покрытием рисков, были бы отсечены примерно 50 % страховщиков».
Задать вопрос депутату можно в режиме онлайн. Сергей Чижов в социальных сетях https://chizhov-s-v.ru/card/