Стать учителем Максим Вышегородских решил не сразу: до 11 класса он собирался поступать на журфак, позже появилась тяга к информатике. Уже будучи студентом факультета ПММ, наш герой начал вести в стенах родной гимназии № 9 профильный кружок, а вместе с тем работать вожатым. Окончив вуз, он получил приглашение стать полноправным членом педколлектива учреждения – и, не раздумывая, согласился.
«Я сразу нашел общий язык с учениками»
– Родные стены всегда помогают, но все-таки у любого молодого специалиста поначалу возникают разного рода трудности. С какими столкнулись вы?
– В основном это вещи, о которых не особо задумываешься. Например, нужно было привыкнуть к определенным правилам заполнения школьной документации. Или ты уверен, что коллеги будут звать по имени-отчеству, а они все еще видят в тебе своего ученика-школьника. Впрочем, все быстро пришло в норму. Главное, не было никаких проблем с ребятами, мы сразу нашли общий язык. Ведь я и стал учителем ради детей, потому что нет ничего прекраснее, чем видеть, как они растут, постигают мир, добиваются высоких результатов. Думаю, что офисная работа за большие деньги не способна дать столько, сколько профессия педагога.
– Замечаете ли вы рост популярности профессии педагога среди молодежи?
– Да, например, в нашу гимназию в этом году пришли работать сразу три молодых учителя. Радостно, что все они – наши выпускники.
При этом, чтобы добиться успеха в организации учебного процесса, начинающий специалист должен твердо усвоить самое первое правило – учитель должен совершенствоваться, иначе он перестает быть учителем. Для саморазвития существует масса возможностей: курсы повышения квалификации, специальная литература, опыт коллег. Последний особенно важен: ты ходишь на чужие уроки, в том числе и по другим предметам, узнаешь, как это работает «изнутри», и берешь на вооружение нужные тебе приемы.
– Что, на ваш взгляд, отличает современную российскую школу?
– Начнем с того, что сейчас идет переход на федеральный государственный образовательный стандарт. Он подразумевает, что детей, в первую очередь, нужно учить собирать информацию и уметь с ней работать. Для этого сформирована широкая научная база, в рамках которой педагогами применяются различные современные методы. Так, одно из нововведений нашей гимназии – технология образовательного путешествия, когда конкретный объект рассматривается с разных ракурсов, разных дисциплин.
К примеру, у нас есть баскетбольный мяч. Учитель физкультуры смотрит на него, как на спортинвентарь, преподаватель математики или физики – с точки зрения формул, гуманитарий может написать стихотворение, а художник сделать рисунок. Кроме того, мы реализуем личностно-ориентированный подход. Например, на районном этапе конкурса «Учитель года» у меня был урок с совершенно незнакомыми детьми, где я предложил им специальное задание, а затем разделил на группы согласно уровню знаний – дальше каждая из них работала на своем уровне сложности. И, конечно же, основа ФГОС – деятельностный подход, в рамках которого ребенок пытается самостоятельно добыть знания, а учитель лишь направляет. Словом, сейчас педагоги имеют огромное количество возможностей для качественной, продуктивной работы.
«Осознание победы пришло не сразу»
– В каком формате проходил конкурс «Учитель года-2016»?– У нас было два тура: сначала заочный, когда мы писали эссе «Учитель и ученик: история нашего успеха», разрабатывали контент для личного сайта с учетом целого ряда критериев и делали анализ собственной педагогической работы. Затем очный: урок с последующим самоанализом. Это было непростое испытание, прежде всего, с психологической точки зрения. Например, у моего коллеги один из ребят отказался выходить к доске. Представляете, как тяжело? Так совпало, что мне дали именно этот класс но, к счастью, на моем уроке этот ребенок успешно выходил отвечать целых четыре раза. Финальные задания – защита образовательного проекта, где необходимо рассказать о технологиях, которые ты применяешь в работе, и мастер-класс, где их демонстрируешь на практике.
– С какими мыслями вы шли на конкурс: важнее победа или участие?– У меня было три основных причины для участия в этом конкурсе: первая – научиться новому у коллег, тем более что все они были опытнее меня, вторая – поддержать имидж своей гимназии, третья – ради себя, я очень хотел победить. Хотя до последней секунды не верил, что жюри выберет именно мою кандидатуру. Полное осознание победы, того, какая это большая честь и ответственность, пришло только на второй день.
Как только стали известны результаты конкурса, на меня обрушился шквал звонков от коллег, от учеников и их родителей. Причем, подведение итогов сместилось чуть ли не на месяц из-за карантина, и все эти дни мои ребята то и дело спрашивали, как там дела, и в один голос говорили, что не сомневаются в моей победе. Мне это особенно приятно и важно.
«Если бы Холден Колфилд вырос, он бы стал учителем»
– Считаете ли вы себя настоящим профессионалом от педагогики?
– Знаете, есть такая хорошая фраза: «Первые пять лет учитель портит детей, еще пять –учится, следующие пять – уже учит». Поэтому, чтобы стать серьезным педагогом, нужно много времени, а мой стаж – это около 9 лет в сумме.
– Напоследок, вы бы посоветовали сегодняшним выпускникам идти работать в школу?
– Если есть ощущение, что это твое, – надо идти, невзирая ни на что. Потому что жизнь – штука короткая, и в старости ты начнешь задаваться вопросом, а что ты сделал для мира. Может, посадил дерево, а может, еще и воспитал несколько поколений детей. Я постоянно вспоминаю Джерома Сэлинджера и его культовое произведение «Над пропастью во ржи». Там есть эпизод, когда дети бегают по полю, а на краю стоит главный герой и не дает им шагнуть в пропасть. Наверное, если бы Холден Колфилд вырос, он бы стал учителем. Потому что как раз в этом и заключается призвание педагога, именно здесь его место на земле.