В театр придут новые люди
В минувшие выходные Воронеж стал едва ли не столицей молодежной субкультуры благодаря проекту «Хип-хоп академия», проходящему в рамках международного фестиваля детских театров «Большая перемена». Ребята, вдохновленные ритмами рэпа и эстетикой брейк-данса, граффитчики и начинающие ди-джеи получили уникальную возможность встретиться с теми mc, танцорами, фристайлерами и художниками, которые уже завоевали «респект» в столичной тусовке: продюсером Михаилом Огером и эмси Re-pac. Состоялись открытые занятия по диджеингу, граффити, эмсиингу и брейкингу, а также просмотр и обсуждение культовых фильмов о хип-хопе.
Центральным событием стала лекция Михаила Огера, в которой он осветил актуальные вопросы хип-хопа как многогранной культурной сферы. Продюсер уверен, что большой потенциал скрыт в синтезе театра и хип-хопа: «Эта современная форма приводит в театр тех, кто иначе так и не переступил бы его порог», – утверждает Михаил.
Михаил Огер поделился мыслями о том, что в театральной сфере сегодня преимущественно царит стагнация: в афишах – шекспировские спектакли или постановки по Чехову, и часто театры не имеют ничего, кроме классического репертуара под многолетним слоем пыли. Эту плачевную ситуацию и пытается изменить ученик «Школы театральных лидеров». Михаил развивает хип-хоп театр как самостоятельное направление, которое уже стало заметным культурным явлением за рубежом, но для России пока остается малоизвестным. Впрочем, Михаил Огер привел в пример несколько кассовых постановок в формате хип-хоп спектакля: прогремевшую в Перми «Засаду» с рэпером Сявой, эпизод проекта «Человек.doc» cо Смоки Мо «Круги на полях» – своеобразную исповедь питерского рэпера, бестселлер «Копы в огне».
Просто о сложном
– Хип-хоп театр помогает говорить о сложных вещах на простом и понятном молодому поколению языке, – считает Михаил Огер. – Кроме того, совмещение баттлового хип-хопа с театральной драматургией позволяет понять и показать, как при помощи рэпа можно агрессию трансформировать в творчество. В моем проекте «Битва за толерантность», например, эмси сходились в фристайл-баттле на заданную конфликтную тему типа «казак и художник в автозаке после разгрома скандальной выставки». Смысл – показать, что форма поэтического поединка и есть путь к толерантности, диалогу и разрешению конфликта, – рассказывает продюсер.
К слову, 14 декабря в Воронеже состоится 2 фристайл-баттла с участием московских и питерских эмси – Re-pac, ZKMN, Moonstar, Саморез, Нойзи, dj Чижевский : первый в форме шоу-мастер-класса, второй, вечерний, «взрослый» и более жесткий, в формате «полного погружения» в клубе «Сто ручьев».
Михаил поделился планами ближайших постановок: в одной из них будут подняты такие острые темы, как фашизм в современном обществе. Причем конфликтующие стороны будут представлены актерами-рэперами, непосредственно касавшимися этой темы с обеих сторон баррикад.
– Я выбрал хип-хоп как дело жизни и хочу, чтобы его «академия» стала таким пространством в каждом городе, куда будут приходить ребята любого возраста и находить способы самовыражения в танце, рэпе, граффити. В 13-15 лет мы сталкиваемся с массой искушений. И хип-хоп может стать социальным инструментом, идеально подходящим для безопасного, творческого воплощения молодой протестной энергии и агрессии, – считает Михаил Огер.
Второй уик-енд «Академии Хип-хопа» (7-8 декабря) обещает быть не менее ярким, чем прошедший: в Воронеж приедут Артем Алиев ака Beat Master T и Николай Сапрыкин (граффити-райтер и Санкт-Петербурга. Запланированы мастер-классы, граффити-джем с живым ди-джей-сетом, лекция про граффити и урбанистику, а также кинопоказы.