Свои темы и интернационализация
Сегодня в книжных магазинах можно найти и роскошные фолианты признанных немецких «классиков», и массовые издания тех, кто становится «классиком» на час, день или год. За исключением давно известных и по-прежнему радующих публику своими творениями Гюнтера Грасса и Зигфрида Ленца, большая часть авторов – это те, кто работает со «своими» издательствами и в своих тематических нишах, для «своей» публики.
Значительные темы в немецкой литературе – объединение ФРГ и ГДР, прошлое в ГДР, времена нацизма, проблемы общества потребления – почти исчерпаны. После эпохи «поп-культуры», после 1990-х годов немецкая художественная литература интернационализировалась до такой степени, что стала похожей на любую другую европейскую литературу.
Баланс «писатель – аудитория»
Профессор Чугунов выделил определенные типы писателей, подстраивающихся под определенную читательскую аудиторию. Это, например, авторы, описывающие бурную ночную жизнь Берлина, Мюнхена или другого крупного города, а себя позиционирующие в качестве «крутых» (или разочарованных этой жизнью, но все равно «крутых») парней. Также существует «прослойка» авторов, чтение которых автоматически возвышает их аудиторию над толпой. Понять что-либо в их работах часто представляется мало возможным, но беседы о них считаются признаком креативности. Наряду с этими группами существуют авторы среднего возраста, пишущие воспоминания о минувшем – на тему «как все это было» (ГДР, 1970-е годы и так далее). Также в немецкой литературе старательно описывается повседневность. Это работы с несомненными претензиями на психологизм. При этом «раздувание» каждой мелочи чаще свойственно писателям-женщинам, мужчины же, как правило, дают циничный взгляд на окружающую действительность.
Яркие представители современной литературы Германии
Но с чего же начать знакомство с новой немецкой литературой? Как не утонуть в этом бурном потоке жанров и направлений? Дмитрий Чугунов назвал несколько книг, которые не только будут приятны для чтения, но и помогут сформировать свое представление о литературе Германии.
Томас Бруссиг «Солнечная аллея» – небольшая повесть о любви и конце ГДР, при этом легкий юмор автора не вредит глубине размышлений.
Зигфрид Ленц «Минута молчания» – очень тонкая и нежная история любви.
Георг Освальд «Все, что считается» – фееричный авантюрный роман, поражающий честным взглядом на современное «благополучное» общество.
Также Чугунов порекомендовал обратить внимание на таких авторов, как Юлия Франк, Хельмут Крауссер или Бернхард Шлинк.