Это был корпоративный тренинг в небольшой компании, в которой после реструктуризации появились новые сотрудники, поменялись руководители и даже «главный». Цель такого «упражнения» – коммуникация: важно увидеть, как люди взаимодействуют друг с другом, решают проблемы. Ситуация с «кругом-квадратом» была смоделирована для того, чтобы выяснить, кто в критической ситуации будет сидеть сложа руки, а кто – действовать, кто станет ведущим, а кто – ведомым. Кстати, результаты того тренинга удивили даже самых старых сотрудников: тот, кого до этого считали в коллективе лидером и, казалось, должен был сплотить и повести за собой остальных – сник и стал действовать «по указке» других. Зато проявились «серые кардиналы»: люди неприметные, рядовые, звезд с неба не хватавшие, наоборот, четко координировали действия коллег и… все-таки построили квадрат!
Что же такое корпоративный тренинг, с какой целью он проводится и насколько эффективен?
Тренинг или психотерапия?
В буквальном переводе с английского «тренинг» – это обучение, когда через ролевые и деловые игры, различные упражнения, дискуссии, психодраму и психогимнастику приобретаются определенные навыки. Например, такая ситуация: человек работает продавцом, но плохо реализует товар – причины, почему он не приносит прибыли, могут быть разные. Возможно, сотрудник не умеет общаться с клиентами, тогда нужен тренинг коммуникативных навыков, а применительно к его профессии – тренинг продаж.
И такие мероприятия предусмотрены для разных категорий специалистов и работников компаний. Для управляющих – стратегия управления, для секретарей – техника успешной организации рабочего места и профессионального общения с коллегами, для менеджеров по работе с персоналом и отдела кадров – технология грамотного отбора претендентов на вакансии.
Рост и кризис
То, чем занимается компания, мало влияет на требуемые тренинги. Скорее, все зависит от стадии развития предприятия – формирования, роста, стабилизации и кризиса. «На каждом из этих этапов у фирмы появляются проблемы и задачи, которые нужно решать, чтобы работать с наименьшими потерями, – рассказывает управляющая компании «Класс Шестакова», бизнес-тренер Наталия Шестакова. – Например, на стадии формирования и роста наиболее важны тренинг управления, тренинг маркетинга и тренинг продаж. На этапе стабилизации чаще актуален тренинг формирования корпоративной культуры, тренинг управления временем, специализированные тренинги для различных специалистов. Стадия кризиса создает необходимость в тренинге по выходу из кризиса, тренинге по адаптации к нововведениям и тренинге мотивации персонала».
Главные условия
Необходимость проведения тренинга появляется только тогда, когда соблюдены несколько условий. «Во-первых, это собеседование с владельцем бизнеса, чтобы сформулировать задачи обучения, – объясняет Наталия Михайловна. – Во-вторых, диагностика проблем компании. В-третьих, определение мотивации участников тренинга и подготовка их к обучению. В-четвертых, диагностика уровня знаний и навыков сотрудников».
Нужно проанализировать и уровни развития компании, их, как правило, 4. К первому относятся фирмы, имеющие ситуативное лидерство. «Например, магазин одежды, которым руководит бывший лучший продавец: продажи выше, чем у других, открывают новые точки. Успех есть. Но! Маркетинг – стихийный, менеджмент – не регулярный. В такой компании лучше обучать руководителя и ведущих сотрудников – приводит пример Наталия Шестакова. – Второй уровень – лидерство по производственным показателям, здесь с маркетингом и менеджментом все хорошо, и самое время корпоративного обучения. Третий – лидерство в отрасли: это компании, которым нужен коучинг руководителей, тренинги личностного роста и командообразования для сотрудников. Корпоративное обучение – это необходимый стандарт для таких компаний. Четвертый уровень – это фирмы, такие как «Microsoft», и в них, как правило, работает корпоративный университет».
Когда рубль обернется прибылью
Бизнес-тренер Наталия Шестакова уверена: тренинг – это инструмент консалтинга, без которого не может существовать ни один серьезный бизнес. Он позволяет реализовать определенный этап развития компании – дает необходимую технологию, формирует корпоративную культуру, создает общее информационное пространство, мотивирует. И все это зависит от того, насколько грамотно будет проведена подготовительная работа и четко определены задачи и результаты тренинга.
![]() | Тот, кого считали в коллективе лидером, сник и стал действовать «по указке» | ![]() |
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Наталия ШЕСТАКОВА, управляющая компании «Класс Шестакова», бизнес-тренер, психолог, психотерапевт, НЛП-мастер, специалист по управлению личным развитием, мотивации и обучению:
– «Востребованный тренинг» – это не просто какое-то название или определенные навыки, это, прежде всего, имя тренера или тренинговой компании. Приведу такой пример. Недавно мы являлись организаторами сертификационного цикла «НЛП-мастер» от Московского института НЛП, ведущим цикла был Михаил Пелехатый – легенда российского нейролингвистического программирования, харизматичный и интригующий тренер. На первую ступень собрались 30 участников для того, чтобы посмотреть на Мастера. Приехали люди из Москвы. Были и те, кто неоднократно посещал тренинги Михаила и является поклонником его таланта. На вторую ступень приехал Александр Свиряев – тренер из команды Михаила Пелехатого, и от группы осталось 2/3, хотя тренер отличный и дает материал доступно, и ведет замечательно, но люди не пришли даже просто посмотреть на другого Мастера, потому что легенды нет… В каждой компании есть свой перечень востребованных тренингов, например, общие для всех и вечные «Продажи», «Переговоры» и «Личностный рост», а в остальном тематику определяет специфика тренинговой компании и тренеров.
Наталия ШЕСТАКОВА, управляющая компании «Класс Шестакова», бизнес-тренер, психолог, психотерапевт, НЛП-мастер, специалист по управлению личным развитием, мотивации и обучению:
– «Востребованный тренинг» – это не просто какое-то название или определенные навыки, это, прежде всего, имя тренера или тренинговой компании. Приведу такой пример. Недавно мы являлись организаторами сертификационного цикла «НЛП-мастер» от Московского института НЛП, ведущим цикла был Михаил Пелехатый – легенда российского нейролингвистического программирования, харизматичный и интригующий тренер. На первую ступень собрались 30 участников для того, чтобы посмотреть на Мастера. Приехали люди из Москвы. Были и те, кто неоднократно посещал тренинги Михаила и является поклонником его таланта. На вторую ступень приехал Александр Свиряев – тренер из команды Михаила Пелехатого, и от группы осталось 2/3, хотя тренер отличный и дает материал доступно, и ведет замечательно, но люди не пришли даже просто посмотреть на другого Мастера, потому что легенды нет… В каждой компании есть свой перечень востребованных тренингов, например, общие для всех и вечные «Продажи», «Переговоры» и «Личностный рост», а в остальном тематику определяет специфика тренинговой компании и тренеров.