Большая разница
Прописка существовала во времена Советского Союза и заключалась в строгой привязке людей к определенному месту. Она могла быть постоянной или временной, но факт ее наличия был обязательным. При этом прописаться можно было только с согласия властей – так государство контролировало миграцию населения. А жить и работать разрешалось исключительно в том населенном пункте, который указан на штампе в паспорте.
В 1990 году Комитет конституционного надзора признал, что такой порядок ограничивают право граждан на свободу передвижения и выбора места жительства. Поэтому 1 октября 1993 года был принят закон, который ввел регистрацию граждан – по месту жительства вместо постоянной прописки и по месту пребывания вместо временной.
Принципиальное изменение состояло в том, что прописка носила разрешительный характер, то есть для нее требовалось согласие регистрирующего органа, а без этого невозможно было ни устроиться на работу, ни купить квартиру, ни вообще проживать где-либо дольше 5 дней.
А современная регистрация – это только уведомление о том, где ты находишься. Никаких запретов и ограничений на передвижение она не накладывает. Увеличен и срок – встать на учет нужно в течение 90 дней со дня переезда.
Необходима регистрация, или как ее продолжают называть в народе – прописка, в самых разных жизненных ситуациях: например, по этому адресу человек закреплен в определенной поликлинике, на избирательном участке во время выборов, ребенок приписан к школе и детскому саду. Без нее не получить пособия и пенсии, ИНН, СНИЛС, водительское удостоверение, не оформить ИП. К тому же, за ее отсутствие по-прежнему предусмотрен штраф – до 5 тысяч рублей.
Получается, несмотря на все различия, главное осталось неизменным: и советская прописка, и современная регистрация по месту жительства должны быть у любого человека обязательно, иначе он не сможет в полной мере реализовать все свои права.
«Резиновые» квартиры
Но у медали есть и обратная сторона. Иностранцы и даже наши соотечественники, переехавшие в другой регион, не всегда могут сразу купить себе жилье. А собственники, у которых они снимают квартиру, крайне неохотно прописывают «чужаков» на своей территории. Что остается делать? Искать другое жилье, где хозяева разрешат зарегистрироваться по месту пребывания, или оформить прописку за деньги.
Со временем во всех крупных городах появились фирмы и отдельные граждане, сделавшие фиктивную регистрацию дополнительным нелегальным источником дохода. Причем, немалого – временная прописка в Воронеже на полгода обойдется россиянину в 6 тысяч рублей, а иностранца готовы оформить на 3 месяца за 2,5 тысячи. В Москве эти суммы еще выше – от 35 тысяч. Так появились «резиновые» квартиры и офисы, где зарегистрированы сотни и тысячи людей.
В прошлом году Единая процессинг-сервисная система ЖКХ Воронежской области проанализировала жилой фонд города и составила список из 125 квартир, в которых прописано более 10 человек. Так, в Советском районе жильцы 2 квартир якобы ютятся на 1-2 кв.м на человека – на площади 43 кв. м и 46 кв. м прописано 37 и 25 человек соответственно. А самый густонаселенный дом обнаружили в Коминтерновском районе. В комнате общежития на 42 кв. м числится 119 человек, большинство из которых иностранные граждане. Там на каждого человека приходится по 30 кв. см. При этом плата за коммунальные услуги в этой комнате рассчитывается исходя из норматива, зависящего от количества прописанных граждан, и у хозяина уже скопился долг больше 250 тысяч рублей.
Но и это еще не предел – в Екатеринбурге обнаружили квартиру в 16 «квадратов», в которой прописано 9 тысяч мигрантов. По версии следствия, обвиняемый требовал за услугу от 1,5 до 5 тысяч рублей.
Регистрация фиктивная, а штраф – настоящий
Уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет по месту пребывания была установлена в 2013 году. Владельцев «резиновых» квартир ждет уголовное наказание в виде штрафа от 100 до 500 тысяч рублей, до 3 лет принудительных работ или лишение свободы на такой же срок.
Однако федеральный закон о миграционном учете разрешает регистрацию иностранцев и в нежилом помещении, а наказание предусмотрено только за фиктивную прописку в жилом доме. Так, вслед за квартирами, появились «резиновые» офисы, где за определенную плату прописывают мигрантов. Разумеется, на самом деле гости из ближнего и дальнего зарубежья там не живут, и установить их настоящее местоположение практически невозможно. Такое отсутствие контроля, в свою очередь, создает определенные риски и угрозу терроризма.
В этом году Госдума устранила этот пробел. Изменение внесено в федеральный закон о миграционном учете и одновременно в Уголовный кодекс. Парламентарии уточнили само понятие фиктивной постановки на учет по месту пребывания. Это регистрация иностранцев и лиц без гражданства в любом помещении, неважно, жилом или нежилом, без их намерения фактически проживать там или без планов собственника предоставлять им такую возможность.
Эти меры позволят усилить противодействие преступным доходам и финансированию терроризма, а также предотвратят нарушение прав и свобод человека, интересов общества и государства.