Словоохотливый робот и 20-килограммовые спиннеры
В зале собрались не только воронежцы, но и гости из Белгорода, Курска, Орла, Липецка и других городов страны: мероприятие посетило более 3500 человек. Региональный форум объединил представителей различных сфер деятельности и продемонстрировал, как развивается региональный интернет-рынок и как меняется в нем роль человека.
В перерывах между лекциями все желающие могли побеседовать с общительным роботом российского производства, покататься на гироскутере или поиграть в футбол, надев очки виртуальной реальности. По залу бродили герои легендарной киноэпопеи «Звездные Войны», а у стоек регистрации участникам предлагали покрутить 20-килограммовые спиннеры*.
Форум состоял из шести параллельных образовательных потоков. Программа была разбита по темам: электронная коммерция, веб-аналитика, мобильные технологии, государство и общество, PR и ряд других направлений. Перед аудиторией выступили представители таких известных компаний, как «ВКонтакте», «HeadHunter», «Avito», «МТС» и «Яндекс».
Несколько лекций было отведено на обсуждение деятельности стартапов: эксперты рассказали начинающим предпринимателям о возможностях акселерационных программ, о способах привлечения инвестиций и о других составляющих успеха.
Значительная часть дискуссионных площадок была посвящена интернет-рекламе. Участникам форума рассказали об эффективных стратегиях продвижения услуг и товаров, об использовании контекстной рекламы и поискового маркетинга.
«Интернет уже внутри нас»
Лейтмотивом мероприятия стала тема развития цифровой экономики в России. Так, на лекции, посвященной реализации этой стратегии, обсуждалась текущая ситуация на рынке труда, тренды и пути адаптации к формирующейся реальности.
Как отметил директор департамента управления, поддержки и внедрения мобильных и фиксированных услуг бизнес-рынка ПАО «МТС» Сергей Елпатьевский, появление интернета существенно изменило требования к компетенциям и навыкам человека: «Раньше было важно запоминать огромное количество информации, теперь необходимо уметь быстро ее находить. В прошлом от человека требовалась концентрация внимания на определенной деятельности, сейчас нужна мультизадачность».
Спикер считает, что иные задачи теперь стоят перед бизнесом. Одним из наиболее актуальных потребительских трендов последних лет он назвал «стирание межиндустриальных граней»: сегодня крупные компании ориентируются на создание комплексных решений и не ограничиваются одной отраслью.
«Так или иначе, преобразования в экономике неразрывно связаны с интернетом. Он уже внутри нас», – подчеркнул докладчик, – и государство будет двигателем цифровизации».
В частности речь идет о создании правовых механизмов инновационной деятельности – на сегодняшний день одном из приоритетных направлений законотворческой работы Государственной Думы. Так, в июле парламентарии приняли закон, регулирующий деятельность научно-технологических центров. Как отметил депутат Государственной Думы от Воронежской области Сергей Чижов, принимавший участие в разработке данного документа в составе комитета по бюджету и налогам, такие центры будут создаваться на базе высших учебных заведений и научных организаций. Финансирование их деятельности будет осуществляться через специальный фонд, в том числе за счет средств федерального бюджета. Реализация данной инициативы будет способствовать модернизации материально-технической базы вузов и расширению возможностей для проведения научных исследований.
Тайм-менеджер и администратор микроклимата
Продолжая обсуждение развития цифровой экономики, генеральный директор HeadHunter Михаил Жуков рассказал участникам форума о грядущих изменениях на рынке труда в связи с автоматизацией многих процессов производства.
«Я не верю в массовую безработицу. Профессии будут эволюционировать, например, уже сегодня кадровики перевоплощаются в HR-специалистов. Да, охранников и водителей заменят роботы, которых надо будет программировать и чинить, – рассуждает Михаил Жуков. – Соответственно, будут появляться новые специальности». По его словам, через 10 лет появятся такие вакансии, как «персональный тайм-менеджер» и «администратор микроклимата в коллективе».
На сегодняшний день в крупных городах около 50 % вакансий приходится на сферу IT. Причем наиболее востребованы специалисты Big Data (работают с большими массивами данных, содержащими разрозненную информацию, например, результаты исследований или рыночные тенденции).
«Цифровая реальность диктует свои требования участникам рынка труда, – отметил Жуков, – Именно поэтому необходимо принять изменения и подстраивать под них свой формат работы».
Под музыку нейросети
Двухдневный форум завершился вручением ежегодной премии «РИФ»: в этом году награждение проходило по 13 номинациям, из которых 3 учредили партнеры конкурса. По результатам интернет-голосования, а также по заключению профессионального экспертного совета, определились финалисты в таких категориях, как «лучшее продвижение в социальных сетях», «интернет-персона года», «лучшее мобильное приложение».
В число 13 победителей вошли студия Surf (лучшая IT-стажировка), digital-агентство Red Collar (интернет-компания года) и волонтерское движение «Общие дети» (лучший интернет-проект).
Награждение победителей чередовалось с музыкальными номерами и перформансами. В числе прочего, зрители увидели танцевальный номер, которому аккомпанировала музыка, написанная искусственным интеллектом.