Разговор по душам. Психологическая помощь детям
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Разговор по душам. Психологическая помощь детям

24 декабря 2021 / просмотров – 2092
Образование

В Воронеже подвели итоги конкурса среди педагогов-психологов и социальных педагогов, организованного Центром развития образования и молодежных проектов. Мероприятие с чествованием победителей прошло при поддержке депутата Госдумы Сергея Чижова.

«Школьные годы чудесные»

Постоянно меняющаяся учебная программа, увеличение количества учебных часов и домашнего задания, появление новых предметов и факультативов, – эти факторы тяжелым грузом ложатся на плечи школьников. А если добавим к этому внешкольные кружки и секции, далеко не всегда простые взаимоотношения с родителями и ровесниками, то становится понятно, что ребенку невероятно трудно справляться с такой нагрузкой как физически, так и психологически.

Помогать ребятам справляться с возникающими трудностями, сопровождать их полноценное психическое развитие на всех этапах детства и юношества призвана работа психологической службы образования.

В рамках реализации Концепции развития психологической службы в текущем году принято решение создать веб-портал, благодаря которому у ребят появится возможность получать самую разную консультационную поддержку. Средства на него предусмотрены нацпроектом «Образование».

В отечественных школах должность психолога была введена в 1989 году, с 1999 года в учебных учреждениях появилась служба практической психологии. Несмотря на это до недавнего времени фактическое наличие педагога-психолога или социального педагога в российских школах было редкостью. Решающий шаг в развитии системы психологической поддержки школьников был сделан в 2017 году, когда по решению президента в стране стартовало Десятилетие детства. Была утверждена Концепция развития психологической службы в системе образования до 2025 года. Основное внимание в ней уделяется не столько успеваемости школьников и их профориентации, сколько психологическому состоянию.

Лучшая поддержка

В Воронеже на сегодняшний день психологическая служба есть в каждой школе и детском саду. Социальные педагоги и психологи имеют возможность делиться друг с другом своими методиками, совместно обсуждать актуальные проблемы, искать пути их решения. Вот уже три года в Воронеже проходит конкурс «Лучший мастер-класс», который в этом году состоялся при поддержке депутата Госдумы Сергея Чижова.

– Смотр мастер-классов не только помогает выявить самых сильных специалистов-практиков, но также распространить лучший опыт в сфере психологической помощи среди воронежских образовательных учреждений, – рассказывает начальник отдела социально-психологических практик и сопровождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Центра развития образования и молодежных проектов Любовь Шахова. – Ежегодно конкурс объединяет порядка 300 специалистов направления – педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов. И мы очень благодарны Сергею Чижову за поддержку такой важной для Воронежа инициативы. Знаем, с каким особым вниманием парламентарий относится к вопросам образования. И такое содействие Сергея Викторовича нашим специалистам чрезвычайно важно. Это прекрасная мотивация расти в профессии, развиваться, достигать высот.

Создание условий для качественного образования, отвечающего всем требованиям времени, – важнейшая часть стратегии развития государства. Благодаря решениям, принятым в Госдуме, где интересы воронежцев защищает Сергей Чижов, в нашей области в рамках нацпроекта «Образования» и ряда профильных госпрограмм реализуются комплексные меры по совершенствованию системы образования, как дошкольного, так и школьного.

Сформирована система поддержки талантов, внедряются инновационные форматы обучения как в учреждениях дополнительного образования, так и в обычных средних городских и сельских школах, укрепляется престиж профессии педагога. Последней цели служат и авторские проекты Сергея Чижова, которые уже более 10 лет реализуются в регионе. Это «Лучший воспитатель» и «Любимый учитель». Из года в год их участниками становятся талантливые педагоги, которые своей верностью призванию заслужили искреннюю благодарность учеников и выпускников, и могут по праву называться лучшими в профессии.

Особенный подход

Занятия с особенными детьми – это одна из самых неординарных работ для детских специалистов. Однотипных планов и проторенных дорожек в обучении нет. Педагоги привыкли к постоянным вызовам. Об этом не понаслышке знают педагог-психолог Наталья Козленкова и учитель-логопед Татьяна Миркунова. Оба специалиста работают в «Центре развития ребенка – детский сад №196» с ребятами с аутизмом, и вдвоем стали лучшими по своим направлениям.

– Я работаю с детьми с аутизмом и знаю, семья с таким ребенком нуждается в грамотном психологическом сопровождении, – говорит Наталья Козленкова. – В своем мастер-классе я рассказываю родителям о том, как совместная прогулка с детьми для них может стать большой находкой, ведь это важнейшая коммуникация, укрепляющая детско-родительские отношения. Показываю, как можно использовать природный материал для обучения ребят цвету, форме, размерам. Как эффективно закреплять многие навыки, которые ранее были отработаны в помещении.

Татьяна Миркунова учит особенных деток говорить: «Как правило, они называют слова, но не могут самостоятельно строить фразы. Трудность заключается еще и в том, что дети с РАС плохо воспринимают информацию на слух. В моем методе ребенок учится строить словосочетания и предложения, используя различные виды фразовых конструкторов, которые опираются на визуальное восприятие». 

Легко в учении

Проблеме девиантного поведения подростков был посвящен мастер-класс лучшего социального педагога этого года Альбины Стрельцовой, которая работает в средней общеобразовательной школе №47.

«Как показывает практика, любые детско-родительские отношения – будь то излишняя опека или эмоциональное отвержение являются причиной возникновения психотравм у детей. С позиции мамы-папы это происходит неосознанно, ведь любой из них желает лучшей жизни для своего чада. Однако сравнение с другими детьми, подавление, навязывание своих убеждений и ценностей понижают самооценку ребенка, а это, в свою очередь, нередко ведет к девиантному поведению. В этой ситуации я предлагаю работу с ассоциативно-метафорическими картами. Это замечательная методика, которая позволяет диагностировать проблему, корректировать, проводить глубокую работу с подсознанием. С помощью метафорических карт можно вытащить из человека то, в чем он сам себе боялся признаться, при этом сделать это мягко, не травматично, – рассказывает Альбина Стрельцова.

Первой среди педагогов-психологов стала Инна Кортнева, которая работает в «Центре развития ребенка – детском саду №161». Ее мастер-класс был посвящен арт-терапевтической технике «Фрактальный рисунок». С помощью этого метода проводится как психологическая диагностика, так и коррекция психологического состояния.

Центр развития образования и молодежных проектов передаст городским школьным и дошкольным образовательным учреждения лучшие методики педагогов, ставших победителями конкурса «Лучший мастер-класс».

 

 

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели