С начала 2010 года на воронежских дорогах произошло 74 ДТП с участием детей, в которых пострадало более 70 человек. Из них 39 подростков – пешеходы, 22 – пассажиры и 9 – велосипедисты. 1 ребенок погиб.
«Гибель или ранение человека – всегда трагедия, и острота этой трагедии многократно усиливается, если жертвой происшествия становится ребенок, – говорят инспекторы ДТП. – В большинстве случаев вина за такие аварии лежит на взрослых, которые не обеспечивают безопасность передвижения детей, не используют специальные удерживающие устройства и ремни безопасности».
На перекрестке двух дорог
Один из самых аварийных периодов для детей – конец августа–начало сентября. Ребята возвращаются с юга, из лагерей от бабушек и дедушек и уже не помнят ни о правилах дорожного движения, ни о той опасности, которую представляет собой автомобиль.
Вместе с сотрудниками ГИБДД мы отправились на дежурство, чтобы побеседовать с юными воронежцами и их родителями, а также посмотреть, насколько ответственно относятся взрослые к безопасности своих малышей.
Наш экипаж расположился на перекрестке рядом с вокзалом «Воронеж–1» и первые «клиенты» не заставили себя долго ждать.
Спешка ценою в жизнь
В метрах десяти от пешеходного перехода появился мужчина с маленьким ребенком. Вместо того чтобы сделать еще несколько шагов и подождать зеленый сигнал светофора, он перебежками, таща за руку малыша, стал пересекать проезжую часть. На вопрос, почему рискует своей жизнью, жизнью сына и нервами водителей ответ стандартный: «Очень спешу. Всегда правила соблюдал, а здесь проштрафился. Больше не повторится».
«Дети очень восприимчивы к поведению взрослых, – поясняют гаишники. – Сегодня он перебежал в неположенном месте, а завтра его ребенок пойдет в школу и сам бросится под колеса в надежде проскочить. У папы же получилось. Если мы хотим, чтобы дети не нарушали ПДД, начинать нужно, прежде всего, с себя. Иначе ценою нескольких сэкономленных минут может стать человеческая жизнь».
Без защиты
Но правила ребята могут изучить самостоятельно. Им помогут родители, воспитатели и учителя. А вот с покупкой специальных удерживающих устройств дело обстоит сложнее.
«За последние несколько лет количество ответственных родителей возросло. Из 10 остановленных машин с детьми, в 5 имеются кресла, – рассказывают сотрудники ГИББД. – Но в то же время, есть люди, которые скорее купят сыну велосипед, чем удерживающее устройство. Цена примерно одинакова, в районе 3-х тысяч. Хотя второе – намного важнее для здоровья. Ведь в случае аварии через лобовое стекло вылетают все находящиеся в машине. И если взрослые успевают оценить обстановку и как-то рефлекторно сгруппироваться, то ребенок на заднем сидении абсолютно беззащитен».
В надежде на авось
За несколько часов дежурства мы остановили около 20 машин с юными пассажирами. 5 малышей были не пристегнуты и перевозились без спецустройств. Родители ссылались на нехватку денег, на спешку, на свою невнимательность и на то, что направляются только в магазин – за пару минут ничего не случится. А еще говорили, что дети быстро устают – неудобно им в креслах.
В тот день инспекторы проводили разъяснительные беседы, и практически не штрафовали безответственных водителей. Хотя обычно подобное нарушение обходится воронежцам в 500 рублей.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Старший государственный инспектор отдела ГИБДД УВД по городу Воронежу Андрей СУДАКОВ:
– При перевозке детей необходимо использовать удерживающие устройства. Для ребят постарше кресло можно заменить специальной подушкой. Самое безопасное место в машине – за водителем. Главная ошибка – сажать малыша посредине между сидениями. Любое столкновение – лобовое, боковое, даже заднее – он не удержится, перелетит через сидения, так как плечи узкие, и вылетит через лобовое стекло. Взрослый человек при ударе на скорости 40 километров в час, пробивает стекло лбом и ломает руки, пытаясь зацепится за приборную панель. Представляете, какие травмы могут быть у ребенка?
Старший государственный инспектор отдела ГИБДД УВД по городу Воронежу Андрей СУДАКОВ:
– При перевозке детей необходимо использовать удерживающие устройства. Для ребят постарше кресло можно заменить специальной подушкой. Самое безопасное место в машине – за водителем. Главная ошибка – сажать малыша посредине между сидениями. Любое столкновение – лобовое, боковое, даже заднее – он не удержится, перелетит через сидения, так как плечи узкие, и вылетит через лобовое стекло. Взрослый человек при ударе на скорости 40 километров в час, пробивает стекло лбом и ломает руки, пытаясь зацепится за приборную панель. Представляете, какие травмы могут быть у ребенка?