Жизненный опыт + искусство
Жители столицы Черноземья смогли познакомиться с курсовыми и дипломными работами студентов ВГИКа, а Вадим Абдрашитов рассказал об обучении в легендарном вузе, своем видении образовательной системы в целом и о том, почему мы не видим отечественные ленты. По словам Вадима Юсуповича, в последние годы ВГИК очень помолодел. Теперь учиться на режиссеров и сценаристов приходят вчерашние школьники. Однако «их витализм, их кипучую энергию очень легко спутать с одаренностью», - говорит Абдрашитов. У режиссеров и сценаристов должен быть хотя бы минимальный жизненный опыт. Его нехватка может компенсироваться искусством: литературой, театром, живописью, музыкой. Но похоже сейчас это не особенно интересует молодежь. Именно поэтому тем, кто успешно сдает вступительные экзамены, выдается список литературы, без которого никакое развитие дальше немыслимо. В него входит «Анна Каренина» и «Воскресение» Толстого, «Отцы и дети» Тургенева и «Герой нашего времени» Лермонтова. На каждые каникулы студенты получают по новому списку. Так за пять они постепенно добираются до современного искусства. Но заменят ли книги настоящий опыт?
Как система образования влияет на кинематограф?
Ренессанс советского кинематографа произошел в 50-60-ых годах. Это связано с тем, что в кинематограф пришли люди, прошедшие войну и лагеря, они буквально обогатили кино своими жизнями. Сейчас же происходит насильственная инфантилизация кино. Все дело в том, что сложилась такая ситуация, когда более зрелые люди, уже имеющие высшее образование не могут поступать в вуз на тех же основаниях, что и выпускники школ, то есть не могут претендовать на бюджетные места. Учитывая, что в возрасте от 23 до 30 лет у многих уже есть семья, деньги на обучение выделить довольно сложно. Понимая все это, профессора кинематографических и театральных вузов страны ратуют за то, чтобы людям с высшим образованием разрешили поступать на режиссеров и сценаристов на тех же основаниях, что и школьникам.
Искренность молодых
В подборку привезенных короткометражек вошли работы совсем еще начинающих режиссеров. Пусть эти картины еще и далеки от совершенства, и в них пока мало художественной правды, все же они отличаются неким искренним посылом и желанием сказать что-то свое. Есть здесь и история о том, как в далеком 37-ом молодая пара едет тайно крестить ребенка («1937»), и о том, как муж и жена отказываются во имя спасения друг от друга на очной ставке («Очная ставка»). Все показанные работы обращаются к тем правам человека, которые сегодня мы называем основополагающими и даже священными.
Российское кино не увидишь в России?
Но что происходит дальше с режиссерами таких искренних работ? Вадим Абдрашитов рассказывает, что получить финансирование на постановку по своему или какому-либо другому интересному для режиссера сценарию крайне сложно. Кроме того, картинами отечественного кинематографа практически не интересуются российские кинотеатры, просто не берут их в прокат. Даже если лента получает призы, это не значит, что она дойдет до массовой аудитории, ведь гораздо выгоднее показывать американские фильмы, которые делают большие сборы.