Воронеж и Манчестер
Calvert Forum – исследовательский проект, методика работы которого заключается в сравнении опыта похожих городов России и зарубежья. Впервые подобная конференция состоялась в прошлом году в Санкт-Петербурге, результатом сессии стало выстраивание конструктивного диалога между властью и арт-сообщесвом. Опыт развития креативных индустрий в Воронеже рассмотрели в сравнении с аналогичным опытом Манчестера. Извлечь уроки для столицы Черноземья попытались руководитель проекта «Calvert Forum» Джонатан Макклори, директор компании «Morra Ltd.» Линн Маккадден, программный директор оркестра «Manchester Camerata» Саманта Макшейн, основатель театрального фестиваля «24:7» Дэвид Слэк, руководитель департамента по культурной экономике в городском совете Манчестера Сара Элдеркин, ректор Академии искусств Эдуард Бояков, руководитель департамента культуры Воронежской области Елена Ищенко и другие. К старту форума в сердце Черноземья британская команда создала гид по Воронежу, куда вошли арт-места города.
Творческие индустрии – экономический термин?
По мнению английских экспертов, Воронеж и Манчестер имеют схожий опыт развития креативных индустрий. Изначально в индустриальном британском городе творческие люди являли собой некий андеграунд, затем их поддержали местные власти, и мир заговорил о Манчестере как доме креативных индустрий. По словам, Сары Элдеркин представители власти и творческие люди регулярно собираются за круглыми столами, где обсуждают актуальные на данный момент вопросы. Несмотря на неблагоприятные экономические условия, которые сложились во время кризиса, креативные индустрии продолжили активное развитие. Сейчас специалистами рассматривается взаимосвязь экономики и функционирования творческого сектора. Именно англичане первыми заговорили о творческих индустриях как экономическом термине. Британские ученые доказали, что арт-сектор влияет на все остальные сферы жизни. При этом под креативными индустриями понимается не только театр, музыка и так далее, но также IT, дизайн, журналистика и прочее.
Основа любого проекта – уникальный опыт
По словам Эдуарда Боякова, сейчас у Воронежа есть возможность пройти тот путь, который Британия прошла в 90-ых. На сегодняшний в день в городе присутствует значительный творческий и научный потенциал. Во многом это связано с большим количеством студентов, активной молодежи, которую еще предстоит удержать в городе, а для этого он должен стать комфортным для жизни и творчества.
Британские эксперты уверены, что при создании проекта развития творческих индустрий необходимо в первую очередь опираться на собственную уникальность. Каждый подобный проект будет неповторимым. Бесспорно, нужно перенимать опыт других городов и стран, но главным ресурсом достижения поставленной цели в данном случае выступают местные таланты. Эдуард Бояков сравнил креативные индустрии с экосистемой, функционирование которой напрямую зависит от окружающей среды. Но готов ли город оказать необходимую поддержку?
Роль партнерства и ассоциаций
Также ректор Академии искусств обсудил с иностранными коллегами вопрос создания творческой ассоциации, или арт-кластера. Как выяснилось, в Великобритании, в том числе и в Манчестере, существует множество различных творческих организаций, при этом они могут быть однонаправленными, например, организация художников или фотографов, или разнонаправленными. Совсем недавно культурные институции Манчестера объединились, чтобы поддержать новые проекты в разных областях искусства. При этом большое внимание зарубежные гости уделяют иностранному партнерству, которое, по их мнению, значительно расширяет горизонты. Эдуард Бояков в свою очередь выразил надежду, что у Воронежа появятся международные партнеры, с которыми будет установлено тесное и плодотворное сотрудничество.