Во-первых, вместо прежних 9 категорий прав, отныне в России их 10, а с учетом дополнительных шести подкатегорий – вариантов для отметки на обратной стороне документа становится целых 16.
Так, в новую категорию выделены права на управление мопедами и скутерами. Причем возрастной ценз на получение таких прав – от 16 лет. Обладателям прав любой другой категории открывать категорию М и сдавать экзамены на нее не потребуется.
Если сотруднику ГИБДД попадется нарушитель, посягнувший на управление мопедом без прав, последний может быть оштрафован на 800 рублей.
В рамках уже существующих категорий закон вводит подкатегории A1, В1, C1, D1, C1E и D1E. Индекс «1» в данном случае обозначает право на управление аналогичными транспортными средствами, но меньшей мощности. Например, категория А1 дает право управления мотоциклами малой мощности с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. см и максимальной мощностью не более 11 кВт.
В1 потребуется для вождения трициклов и квадроциклов.
С подкатегорией С1 можно управлять автомобилями массой свыше 3,5 т, но не более 7,5 т, а подкатегорией D1 – автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров количеством от 9 до 16 человек, помимо сиденья водителя.
Индекс «E», в свою очередь, обозначает возможность управлять соответствующими ТС с прицепами, масса которых превышает 750 кг.
Возрастной ценз для категорий А, B, С составил 18 лет, для D – 21 год. Такие нововведения в классификации обусловлены требованиями Конвенции о дорожном движении и, по мнению представителей МВД, облегчат процесс обучения и получения водительских удостоверений.
Обязательного обмена водительских удостоверений не требуется: заменять водительское удостоверение необходимо будет только когда истечет срок его действия. При этом все открытые в них категории сохранятся. То есть, если вы, например, счастливый обладатель прав категории В, то категория В1 вам не требуется.
Что касается новшеств в получении прав, то, с одной стороны, закон разрешает сдавать экзамены на автомобилях с автоматической коробкой передач. С оговоркой, что в правах таких водителей появится соответствующая отметка «АТ», и если они захотят пересесть на «механику», необходимо будет дополнительно сдать соответствующий практический экзамен.
С другой стороны, поправки исключают возможность сдавать экзамен на получение прав экстерном. Теперь это можно будет сделать только после обучения по программам подготовки и переподготовки водителей.
Таким образом, по мнению экспертов, новый закон значительно повышает статус и полномочия автошкол. Более того, в перспективе именно они будут принимать у учеников теоретический экзамен, а в ГИБДД будут оценивать только практику вождения.
Сейчас главная задача – это разработка новых программ. Как заявил представитель Межведомственной группы при Минобрнауки России, новые модули и программы обучения будущих водителей будут созданы в течение 60 дней. Они разрабатываются совместно с Федерацией автошкол России. И по мнению авторов, подготовка водителей должна состоять из базового курса и дополнительных модулей, которые будут преподаваться для отдельных категорий и подкатегорий.
Таким образом, процесс обучения и прием экзаменов по новым правилам заработает только в следующем году.
Изменений в самой процедуре получения прав не предвидится: это будет прежняя карточка, госпошлина за выдачу которой составляет 800 рублей.