«Открыток на всех хватит!»
Посетить мастер-класс по плетению маскировочных чехлов на шлемы, написать письмо ребятам на фронт со словами поддержки, пожеланиями Победы и скорейшего возвращения домой, стать участником благотворительной ярмарки…Вариантов масса, и все они пользуются популярностью как у детей, так и у взрослых.
«Когда мы только начали проводить благотворительные ярмарки, народ как-то сторонился. А сейчас уже есть постоянные участники. Они приходят каждую субботу, что-то покупают или просто жертвуют, доверяя нам, – делится участница волонтерской группы «Ребята Z» Ольга Новикова. – Молодежь пишет письма, рисует плакаты. Малыши любят участвовать в лотерее и получать небольшие призы. Приходят целыми компаниями, семьями».
Все собранные средства идут на закрытие заявок бойцов. Им же передают письма и рисунки. Военные носят эти весточки в бронежилетах, вешают в блиндажах. Записывают ответные видео: «Письма ваши получили, прочитали. Теперь ходим, перечитываем, радуемся. Спасибо за поддержку!»
Одна из воронежских мастериц делает талисманы – вяжет маленьких чебурашек. А еще «Ребята Z» подписывают для бойцов именные мини-открытки. Те хранят их в военных билетах и под чехлами телефонов.
«Подразделение как-то к нам приезжало, мы всем подписали, – говорят волонтеры. – А в следующий раз они уже другим составом собирались. Спрашивают: а нам подпишите? Конечно! Чего-чего, а открыток на всех хватит!»
«Что дома делать: чаи гонять, телевизор смотреть? Это скучно»
Сейчас в Телеграмм-канале волонтерской группы около 3000 человек. Причем не только из Воронежа, но и со всей России. Кто-то поддерживает финансово, кто-то посещает мастерские и делает окопные свечи, плетет сети, вяжет и шьет.
«Самому юному помощнику, который приходит к нам плести маскировочные сети, 5 лет. Самой опытной мастерице 94 года, – рассказывает Ольга. – Еще одной женщине скоро 90. Юбилей собирается отмечать в мастерской. Всех соседей уже привела к нам. Говорит: что дома сидеть? Чаи гонять, телевизор смотреть? Нет, это скучно. Они там общаются, рецептами делятся. Ходит в любое время года – в жару, дождь, снег, гололед. Молодые боятся, а она берет лыжные палки – и вперед! Потом обзванивает всех, спрашивает: где вы? Не так давно в мастерскую приезжали фронтовики. Их там заобнимали, зацеловали, напоили чаем, накормили булочками. Закрутки с огурцами с собой дали. А главное, узнали все из первых уст».
«Ему 18, а мне 27. Чем я хуже?»
«С момента начала СВО мое окружение резко поменялось, – не скрывает организатор волонтерской организации «Ребята Z» Анна Каренская. – Тех, с кем я дружила, общалась, в нашей группе нет. Зато появились другие люди, которые оказались намного лучше, порядочнее и надежнее. Я считаю, что спецоперация показывает нам, на кого можно положиться в жизни, а кто с гнильцой. Во всех отношениях. И дело не в политике. Там все понятно. Но пацаны-то здесь причем? К нам приезжал мужчина, он был директором завода, сейчас воюет. Вместе с менеджерами, слесарями, сантехниками, с которыми раньше бы и не пересекся. Еще один парень вообще не собирался на фронт. Пришел в военкомат по повестке на сверку документов. Перед ним стоял молодой человек: 18 лет, призвали, подписал контракт. И вот он стоит и думает: «Ему 18, а мне 27. Чем я хуже?» И все. Ушел на СВО. А сколько там добровольцев воюет? Которые пришли еще в 2022 году. Нормальные парни с глазами, как сканер. Сразу видят – свой перед ними или чужой».
«Люди должны быть отзывчивыми независимо от ситуации»
Анна – медик, заведующая лабораторией детской поликлиники. Ольга занимается оформлением праздников. В другое время они бы и не встретились, а сейчас вместе делают одно общее дело.
«Смотришь на наш коллектив и видишь, что все как в советские времена, когда нас учили быть отзывчивыми. Люди должны быть такими, независимо от ситуации, – уверена Анна Каренская. – У нас ребята приехали, мы не знаем где им переночевать, голову ломаем. Одна бабушка говорит: «Я к сестре поеду, вот моя квартира, заселяйтесь». Спрашиваем: «Ну, как так?» Она: «Ничего страшного. Пусть ребята искупаются, постираются». Она уехала, а они сутки жили в ее квартире, пока оформляли документы, занимались своими делами. В такие моменты узнаешь людей с другой стороны».
Специальная военная операция началась в феврале, а уже в апреле «Ребята Z» приступили к работе. Вначале в группе было 30 человек. Потом активисты стали подтягивать знакомых, друзей, родственников. Количество помощников резко возросло до 1000 после первой поездки за ленточку.
«Мы повезли гуманитарку на нескольких машинах. Посмотрели на этот кошмар. Война – это очень страшно. Попали в полевой госпиталь, куда как раз привозили раненых. Мы, медики, которые в профессии не первый год, не справились с эмоциями, – отмечает Анна. – Я работала в хирургии, у меня на руках умирали люди, но тут… Я была не готова увидеть молодых ребят. Сразу стала проецировать на себя, моему старшему сыну 22 года… Мы ехали домой и рыдали, записывали голосовые сообщения в нашу группу в Телеграмм. В моей голове не укладывалось, как можно жить, ходить, насыщаться, когда такое происходит? У нас появились злость и желание помогать».
Помощники и ждуны
В следующий раз волонтеры поехали, как им казалось, абсолютно подготовленными. Они знали, что их ждет. Но выяснилось, что многому еще предстоит научиться.
«Некоторые, кто с нами с первого дня, по-прежнему помогают – моя одноклассница Света, Оля (ее привела наш врач), Сергей… А есть – ждуны. Они просто молчаливые наблюдатели, никак себя не проявляют, смотрят, куда это все вывезет, – комментирует Анна. – Когда мы стали проводить ярмарки в Центре Галереи Чижова, выросло число помощников в мастерских. Услышав рекламу, люди приходят целенаправленно, спрашивают, где могут пригодиться».
Каждую неделю волонтеры изготавливают порядка 100 квадратных метров маскировочных сетей. Это расходники, которые «живут» от получаса до полугода. Ими накрывают технику, блиндажи, позиции и даже ложные цели.
Большой популярностью пользуются окопные свечи. Их также делают в мастерских.
«Я, когда их первый раз увидел, подумал, что за ерунда? – откровенничает представитель одной из военных частей. – А в межсезонье, после очередного боя промок, замерз. Залез в блиндаж, там лежат эти банки: парафин, фитиль, вроде как свеча. Носки и обувь мокрые. Думаю, дай зажгу. Две штуки за небольшой промежуток времени прогрели комнату в 10 квадратов. Стало жарко. Теперь с их помощью греем еду, сушим одежду. Дрова дымят, а свечи – нет. С собой две штуки в рюкзаке ношу».
Подгруппа «Давай поженимся!»
Заявки приходят не только от воронежцев, но и от калининградцев, ребят с Дальнего Востока, Камчатки. Техника, генераторы, инструменты, колеса на КАМАЗ, машины… Все это «Ребята Z» отправляют на фронт.
«Заявок миллион, и мы все закрываем с Божьей помощью. Пусть не за 2-3 дня, как хотелось бы, но за неделю-две точно», – говорят волонтеры.
Необходимые вещи ребята нередко забирают сами. Подчеркивают, в Воронеже хорошо встречают, как дома. Многие хотят вернуться сюда, создать семью. Просят: найдите жену! Скоро придется открывать подгруппу «Давай поженимся!», шутят организаторы.
Один парень, кстати, познакомился с девушкой, зайдя в мастерскую. Сейчас они переписываются. Военный до сих пор удивляется: «25 лет, а она вместо ночных клубов ходит плести сети!».
Чаще всего Анне и Ольге задают вопрос: а кто у вас на СВО? Оказывается, никого.
«Мы стали заниматься этим из патриотических соображений, чтобы помочь ребятам. Кто еще им поможет, если не мы, не народ? – поясняет Анна Каренская. – Все они – наши сыновья, мужья, племянники. Поэтому диалог обычно строится так:
– Кому вы помогаете? Каким-нибудь своим?
– Да, своим.
– А кому?
– Всем».
Центр Галереи Чижова: будь с Родиной, будь патриотом!