К широкому обсуждению и выработке предложений по совершенствованию документа были подключены представители бизнес-сообщества от Российского союза промышленников и предпринимателей, торгово-промышленной палаты, ОПОРы России и «Деловой России», а также научных кругов.
В тесном контакте с рабочей группой трудились и специалисты Минфина, Минэкономразвития, Федеральной таможенной службы и Правового управления Госдумы. В общей сложности состоялось семь заседаний, рассмотрено около 200 замечаний, которые нашли отражение в заключении Комитета по бюджету и налогам – своего рода, «дорожной карте» доработки законопроекта.
«Мы прошли важную отсечку на пути к новой модели национального таможенного законодательства – более современного, технологичного, благоприятствующего развитию внешнеэкономических связей, в том числе в рамках ЕАЭС», - по завершении заседания отметил председатель подкомитета по таможенно-тарифному регулированию Сергей Чижов.
В поисках баланса
«Рад отметить, во многом благодаря организованному нами широкому обсуждению и интенсивной деятельности, удалось всесторонне проработать все аспекты законопроекта уже к первому чтению. Госдума планирует «уложиться» в 2 недели с подготовкой ко второму, основному чтению, и до конца весенней сессии – к третьему», - уверен парламентарий.
Причем, в том, что уложиться в график получится, уверенность есть: большинство поправок, с учетом пожеланий участников ВЭД, Госдума уже согласовала с Правительством.
Так, например, одна из уже разработанных поправок призвана защитить бизнес от рисков, связанных с несвоевременной доставкой уведомлений и требований об уплате денежных средств по банковской гарантии и договорам поручительства.
«Изначально разработчики законопроекта установили, мягко говоря, не очень реалистичный срок доставки такой корреспонденции, продолжительностью в 6 календарных дней. Просрочка выполнения требований об уплате средств в этих случаях влечет за собой начисление пеней и даже приостановление деятельности таможенных представителей. Добросовестный бизнес не должен нести ответственность и убытки из-за ситуаций, которые не может контролировать! Будем настаивать на его увеличение до 11 календарных дней, согласно нормативам», - подчеркнул Сергей Чижов.
Еще одна корректировка, подготовленная уже по рекомендации регионов, позволит таможенным представителям уплачивать пошлины и налоги на товары, ввозимые в Россию для личного пользования.
«Без нее гражданам придется самостоятельно оформлять ввозимые товары, а также оплачивать таможенные платежи и сборы, что может оказаться не простой задачей. В частности для иностранцев. Особое значение уточнение имеет для Дальневосточных регионов, где поток въезжающих иностранцев – на отдых и по работе – ежегодно растет примерно на 60 %».
Отдельно в рамках рабочей группы был проработан вопрос использования карт «Мир» при проведении таможенных платежей:
«Такую поправку в проект закона «О таможенном регулировании» предложили внести коллеги из Центробанка на заключительном заседании нашей рабочей группы, и мы его поддержали, – поясняет Сергей Чижов. – Ко второму чтению уже в рамках текста законопроекта предусмотрим возможность внесения таможенных пошлин и сборов посредством национальных платежных инструментов, что в определенной степени, безусловно, укрепит экономический суверенитет. Как показала практика последних лет, международные платежные системы очень чувствительны к политическим трендам».