– Поскольку я сочиняю «в час по чайной ложке», знакомым с моей поэзией придется слушать и знакомые стихи, – начал вечер Сергей Гандлевский и, «не пускаясь в композиционные ухищрения», читал стихи в хронологическом порядке – от ранних к более зрелым и «свежим».
«Самосуд неожиданной зрелости» (1982) о творческих муках и неспокойном поэтическом поиске, «Вот наша улица…» (1980) с блоковскими аллюзиями («Как видишь, нет примет особых:/Аптека, очередь, фонарь/Под глазом бабы. Всюду гарь…») и хороводом лиц, на которых оставлена печать города; трогательное и глубокое «Сначала мать, отец потом…» (1991) о горькой утрате близких и воспоминаниях…и многие другие стихи прочел мэтр.
В монотонном и почти бесстрастном чтении автора нельзя было не уловить мощную энергетику подлинной русской поэзии – непрерывной в веках, непростой и твердой, строгой к себе и миру. В стихах Гандлевского – неподражаемая ирония русского интеллигента, горькая и меткая: так, муза появляется в образе дамы с крашеными сединами и сверкающей фиксой. Глубинные связи с традицией русской литературы – в подтекстовых и прямых перекличках с Набоковым и Тютчевым, Боратынским и Ломоносовым, Лермонтовым и Тургеневым…
Когда во время чтения пару раз промелькнули нецензурные слова, Сергей Маркович будто опомнился и спросил, нет ли в зале несовершеннолетних – ведь из-за специфического сценического освещения он не видел зрителей. Поэт рассказал, что матом в лирике не злоупотребляет, но порой использует «в интересах усиления художественного эффекта». Воронежцы заверили поэта, что их ничуть не шокируют вкрапления нецензурной лексики.
Фото Александра Томилина