В настоящее время сфера бытовых услуг – наиболее перспективная и быстроразвивающаяся отрасль, отмечают эксперты. Именно поэтому в России и, в частности, в Воронеже открываются агентства, куда люди обращаются за помощью. «Установить сантехнику, заменить трубы, подключить стиральную или посудомоечную машину, повесить люстру, провести антенну, отремонтировать стол и стулья и даже навести порядок в квартире – пожалуй, сегодня уже не осталось работ, которые бы не выполняли специалисты, – констатирует бизнес-консультант Аркадий Слуднов. – И все это – услуги, то есть некая деятельность, в результате которой не создается новый продукт, а изменяется качество уже имеющегося. Спрос на это растет по мере того, как рынок насыщается новыми товарами». По словам эксперта, в большинстве развитых стран данная отрасль уже обгоняет производственную.
Специалист по бытовым проблемам
Почему предпринимателей привлекает именно эта сфера – бытовое обслуживание? По словам организаторов бизнеса, найти неравнодушных к проблемам жителей работников «коммуналки» – к тому же старательных, опрятных, обязательных – непросто. В обществе до сих пор бытует мнение, что слесарь или сантехник из ЖЭКа – это всегда человек в «подпитии», которому лишь бы что-то сделать, устранить, и при этом неважно как…
Эдуард Егоров, ныне владелец агентства сервис-услуг, решил сменить поле деятельности, можно сказать, спонтанно. «Однажды в гостях я услышал разговор, – вспоминает предприниматель. – Жена, срываясь на крик, умоляла мужа поменять лампочку в ванной и починить вывалившуюся из стены розетку. Было понятно, что такая просьба звучит не первый раз. Супруг отреагировал спокойно, он сказал буквально следующее: «Я достаточно зарабатываю для того, чтобы все бытовые проблемы в доме решал специалист». Для таких людей, не разбирающихся в электропроводке, сантехнике, плотницких, слесарных и прочих делах, проще вызвать мастера и заплатить ему. По словам Эдуарда, в этот момент в его голове что-то «перемкнуло»: «Я решил закрыть торговый павильон и заняться другим бизнесом – основал агентство, оказывающее различные услуги в сфере бытового обслуживания». И не ошибся.
Работа на совесть
Новый бизнес обошелся предпринимателю Егорову гораздо дешевле, чем павильон. Однако большую часть средств пришлось вложить в раскрутку – в рекламу, имидж, узнаваемость, солидность. «Без этого было бы трудно рассчитывать, что компания будет развиваться, а наши услуги станут востребованными, – объясняет Эдуард. – На это ушло четыре месяца. Мы стали узнаваемы. Первые клиенты, как выяснилось, рекомендовали наше агентство своим друзьям, родственникам, знакомым – и работа «закипела!»
Не обошлось и без проблем. Одна из самых главных – кадры: сложно найти специалиста, который бы разбирался во всех тонкостях. «Я готов был платить профессионалам хорошие деньги, в первую очередь, за ненормированный рабочий день и качество работ, которые они выполняли, – рассказывает бизнесмен. – Но первое время в агентство шли сотрудники-лоботрясы: для них в приоритете была зарплата, но от таких мы вовремя избавились. Те, кто остались, постоянно повышают уровень своего мастерства и работают на совесть!»
От пенсионеров до миллионеров
Кто чаще всего пользуется услугами, которые предоставляют подобные агентства? Описать портрет среднестатистического потребителя бизнесмены не берутся. «Среди клиентов – пенсионеры и студенты, представители среднего класса и даже местная элита, – говорит Эдуард Егоров. – Но могу сказать однозначно: замужние женщины остаются один на один с бытовыми проблемами не реже, чем одинокие. При этом одни жалуются на ленивых партнеров, другие объясняют, что их супруги заняты зарабатыванием денег и времени на домашние хлопоты просто не остается. Третьи убеждены: проще и дешевле вызвать мастера из агентства, нежели из ЖЭКа».
![]() | Найти неравнодушных к вашим проблемам работников «коммуналки» – к тому же старательных, опрятных и обязательных – непросто | ![]() |
Услуги в перспективе
То, что спрос на бытовые услуги будет расти каждый год, даже не прогноз. «Это можно расценивать как практически свершившийся факт. Люди становятся ленивее: они заказывают на дом еду, вызывают мастера, чтобы устранить самые мелкие неприятности в доме – вкрутить перегоревшую лампочку, помыть стекла и даже навести в квартире чистоту и порядок. Не удивлюсь, если в скором времени мы будем вызывать специального человека, чтобы вынести мусор, и если эта услуга станет востребованной, на рынке она обязательно появится», – не без иронии резюмирует эксперт рубрики Аркадий Слуднов.
Возрастающий спрос на бытовые услуги способствует интенсивному развитию небольших компаний, работающих в этой сфере. Среди клиентов – не только целые корпорации, банки, офисные и торговые центры, но и частные лица. Эксперты прогнозируют: в ближайшие 5 лет спрос на услуги будет только увеличиваться. В числе самых популярных – транспортные, финансовые, охранные, медицинские, а также отдельные виды бытового обслуживания – пошив одежды, головных уборов, а также ремонт обуви.
Рынок услуг абсолютно не похож на другие. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, сама услуга не существует до момента предоставления, поэтому оценить ее невозможно. Во-вторых, услугам свойственна высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение данного «товара» на рынок.
ВАШЕ МНЕНИЕ
Вы открыли собственное дело или только собираетесь это сделать? У вас есть вопросы, связанные со стартапом, развитием бизнеса или проблемами при его становлении? Вы хотите больше узнать о программах поддержки предпринимательства? Задавайте вопросы нам. Вы получите квалифицированный ответ от наших экспертов. Ждем ваших отзывов и комментариев по телефону 261-99-99.
Вы открыли собственное дело или только собираетесь это сделать? У вас есть вопросы, связанные со стартапом, развитием бизнеса или проблемами при его становлении? Вы хотите больше узнать о программах поддержки предпринимательства? Задавайте вопросы нам. Вы получите квалифицированный ответ от наших экспертов. Ждем ваших отзывов и комментариев по телефону 261-99-99.