Импровизация медитации и кочевья
Удивительное совместное выступление, показавшее многогранность скрипичной музыки, ее укорененность в различных культурах и объединяющую восток и запад роль, подарили воронежцам гости из Индии и трио под руководством Сергея Эрденко.
«Икона индийской скрипки» Лакшминараяна Субраманиам воплощает в своей музыке всемирную гармонию, окружая неподражаемый голос скрипки голосами индонезийского хора, испанской гитары, японского кото и европейских оркестровых инструментов. Выпустивший около 200 альбомов сольно и вместе с известными музыкантами со всего мира, Субраманиам исполнил для воронежцев классические индийские раги – интересно, что эта музыка исполняется без опоры на ноты, импровизационно, лишь с опорой на дрейние, передаваемые изустно традиции.
Лакшминараяна Субраманиам уже играл вместе с российским трио Лойко – в 2011 году состоялся даже общий концерт в Индии. «Лойко» – трио цыганских музыкантов, продолжающих богатую, синтетичную и в то же время органичную традицию прекрасных мелодий, рождающихся в пути, в ритме кочевья.
Глубинное погружение и удар по чувствам
– Наша музыка основана на микроциклах, микротональности, у нас много малых интервалов. Кому-то кажется, что это слишком многосложная игра. Но чем дальше идешь в понимании музыки, тем глубже проникаешь в духовность, постигаешь разные слои этого искусства. Когда вы играете, ваш разум начинает двигаться вместе с музыкой, и в определенный момент отпускает вас. Человек начинается двигаться свободно, и тогда получается более духовная музыка. Так же, когда играешь без опоры и зависимости от нот, исходя из своего состояния, чувствуешь эту традицию, – рассказал Лакшминараяна Субраманиам.
– Скрипка – это инструмент, который ближе всего к человеку. Она способна петь как голос,. Скрипка очень сложна в обучении, но никакой инструмент так глубоко не затрагивает душу.
В моей семье живет традиция – если рождается мальчик, то он должен играть на скрипке, – поделился Сергей Эрденко. – Скрипичная традиция цыган близка к индийской – мы тоже не писали нот, всегда импровизировали. Но подход разнится: цыганская музыка динамична, контакна. Она сразу взывает к чувствам, эмоционально ударяет по струнам души слушателя. За 20 минут цыганская музыка может выдать целую палитру впечатлений. В индийской традиции все иначе…
– 20 минут? За это время мы только начинаем погружать слушателя в состояние, необходимое для понимания музыки, существования с ней «на одной волне». Для этого нужно пройти через несколько стадий. Если мы сыграем 10-минутный отрывок и этим ограничимся, то слушатель не получит полноты духовного опыта, – пояснил Лакшминараяна Субраманиам.
Фото Александра Томилина