В начале этого года стало известно о том, что Россия и Иран начали подготовку к заключению сделки на поставки в РФ 500 тысяч баррелей нефти в обмен на некоторые единицы оборудования и товаров. Примерно к тому же времени относится заявление пресс-секретаря главы США Джея Карни, который заявил: если сделка состоится, Америка будет добиваться применения в отношении РФ и Ирана, санкций, предусмотренных национальным американским законодательством в отношении РФ и Ирана. В январе текущего года "Коммерсантъ", ссылаясь на личные источники, Россия оповестила американских коллег об отказе прекратить переговоры с Ираном, а в начале апреля Reuters сообщало о том, что Москва и Тегеран добились прогресса, а сумма сделки может достигнуть 20 миллиардов рублей.
Позиция российских властей такова: выстраивая отношения с Ираном, наше государство учитывает только меры, которые были приняты Советом безопасности ООН, и только их. В этой связи сделка предполагающая натуральный обмен - нефть в обмен на товары – может считаться полностью легитимной. Данную позицию озвучил министр финансов Антон Силуанов на пресс-конференции, состоявшейся в Вашингтоне по итогам встречи со своим американским коллегой.
«ГЧ» напоминает, конфликт между частью международного сообщества и Тегераном породила ядерная программа государства. По ней, начиная с 2003 года, Россия, США, Китай, Франция, Великобритания и Германия при содействии МАГАТЭ, ведут с государством переговоры. «Шестерка» призывает власти Ирана приостановить обогащение урана, поскольку данные работы могут представлять угрозу режима ядерного нераспространения. В течение последних лет Совбез ООН принял несколько резолюций по ядерной программе Ирана: в отношении страны действовали санкции как ООН, так и отдельных стран. По признанию европейских чиновников, это самые жесткие санкции, которые применялись к государствам в последние годы: они ограничивают Иран во внешней торговле, финансовой сфере, энергетическом секторе, технологиях, а также накладывают запрет на страхование и перестрахование европейскими страховыми компаниями государства Иран и принадлежащих Ирану частных компаний.