Вы слышали?
Лейтмотив постановки – возглас «Вы слышали?». Он звучит в полном мраке и под динамичным светом, выражая целую гамму чувств и мыслей. «Вы слышали эту сплетню о композиторе?» – звучит в толпе на улице и в кулуарах салонов. «Вы слышали эту музыку?» – с замиранием сердца безмолвно вопрошают сами творцы, ища понимания и поддержки, заслуженного признания, но получая часто лишь глухое недоумение к гениальным произведениям… «Вы слышали, что гении уходят так внезапно?» – будто призывает задуматься сам спектакль.
Магнит гениальностей
В сюжете спектакля параллельны две линии: взаимоотношения гениальных композиторов Вагнера и Верди, Рахманинова и Скрябина. Обе пары музыкантов отчасти соперничали между собой, в глубине души признавая величие таланта оппонента. Эту «магнетическую аномалию» одновременного притяжения и отталкивания легендарных личностей оригинально показали актеры театра драмы имени Кольцова Вячеслав Гардер (исполнил роли Верди и Скрябина), Евгений Баханов (сыграл Вагнера и Рахманинова) и Алевтина Чернявская (блистательно меняла «маски», представая то высокомерным рецензентом, то супругой одного из композиторов – словом, создавала весь мир вокруг главных героев, в том числе – музыкальный, время от времени аккомпанируя движению сюжета на пианино).
Многоликие пианино
Камерный зал, в котором происходило действо, был погружен в творческий беспорядок: по полу разлетелись нотные листы, на стульях, люстрах и стенах – халаты, береты, манишки…Четыре пианино в руках артистов превращались в подвижные декорации, то отгораживая целые секторы сцены, где мог спрятаться, к примеру, взбалмошный и мрачный Вагнер, и выйти уже рассудительным и сосредоточенным Рахманиновым. Инструменты служили и «подмостками» для непредсказуемого и экспрессивного движения, и, конечно, звучали. Причем в куда более широком «диапазоне», чем предусмотрено их прямым назначением: помимо классических звуков, актеры извлекали из них и тревожные крики, дергая за оголенные струны, и оглушающий набат хлопающих крышек…
«…там гроб стоит»
Созвучно названию новеллы и постановки, «церемония встречи», разыгранная композиторами, оканчивается роковой потерей: Верди застает Вагнера, как и Рахманинов Скрябина, уже отошедшими в мир иной. Отсылка к державинским строкам «Где стол был яств, там гроб стоит» изначально приводит к догадке о таком финале даже тех, кто незнаком с литературным первоисточником постановки.
Но «изюминка» спектакля далеко не только в сюжетной интриге: чтобы увидеть оригинальную расстановку на образы и голоса, стать свидетелем стремительных перевоплощений и с головой окунуться в мир, где в историю музыки золотыми буквами вписываются великие имена, а Королева Мелодия безраздельно царит над душами и умами, стоит посетить эту экспериментальную постановку.
К слову, имеет смысл поторопиться: спектакли на сцене «Театра Неформат» надолго не задерживаются, вскоре после премьеры уступая место новым творческим дерзаниям молодых артистов.
В мае спектакль покажут еще раз 17 числа, в 18:00, в Доме актера. Заказ билетов по телефонам 229-11-58, 229-11-48 и 255-63-28.
Фото Александра Томилина