Дорогу новым идеям
Центр «Неформат» задуман как свободная площадка для экспериментов в любых видах. Создать свой творческий проект в рамках центра может любой желающий, независимо от возраста и изначального уровня подготовки. Главный критерий здесь – это новизна идеи. «Неформат» не собирается ограничивать себя сценическими подмостками и пластическими спектаклями. Возможно, в будущем также появятся перформансы, инсталляции и многое другое.
Синтетическая постановка
История о том, как движение может заменить слово, как с помощью пластики передать весь спектр эмоций, одновременно и нова и нет для столицы Черноземья. Так в ТЮЗе интересующиеся жанром пластических спектаклей могут посмотреть постановку «Еще раз про любовь» Владимира Гранова. Платоновский фестиваль также уже не раз баловал воронежцев пластическими спектаклями мирового уровня.
Считается, что идея подобных постановок принадлежит Франции. Одним из корифеев спектаклей такого рода считается Филипп Жанти. В рамках Платоновского фестиваля воронежцы имели возможность познакомиться с его творением «Неподвижные пассажиры».
Что же такое пластический спектакль? Отказавшись от слов, необходимо найти новые средства выразительности, в качестве которых выступает танец, пантомима, спецэффекты и музыкальное сопровождение, которое становится «голосом» постановки. Это особый синтетический жанр, требующий от артистов максимальной отдачи.
Безмолвные крики
«Тихий Дом» – это безмолвная история четырех героев, попавших в сумасшедший дом. Каждому из них хочется кричать о своем страдании, но в рамках сценического пространства это желание трансформируется в танец. Танец боли, танец страха, танец отчаяния, танец поиска. Актеры смогли не только передать эмоции, но трогательно и драматично рассказать историю каждого персонажа. В новых для себя амплуа перед публикой предстали артисты театра драмы имени Кольцова Антон Тимофеев, Мария Ембулаева, Жанна Бражникова и Николай Вергунов. Антон Тимофеев, также постановщик спектакля, отважился на решительный ход – минимизацию декораций и реквизита. Постановка была показана в затемненном сценическом пространстве, при этом в действие введена только железная кровать. Все внимание публики каждую секунду спектакля было приковано исключительно к актерам.
Голос постановки
Однако кусочки мозаики не сложились бы без голосового и музыкального сопровождения. Режиссер постановки все же решил добавить в спектакль записанную на пленку речь. Это сеансы, на которых каждый герой рассказывает психотерапевту о себе, раскрывает свои страхи. Воспроизводимый текст был специально написан для «Тихого Дома». Но и он, и пластика актеров не могли бы казаться такими органичными без тонко подобранной музыки, отражающей настроение героев.
В ходе постановки не раз вспоминается «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи. Кто знает, быть может в скором будущем и это удивительное произведение появится в жанре пластического спектакля.