Театр юного зрителя показал современную трактовку романа Достоевского
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Театр юного зрителя показал современную трактовку романа Достоевского

15 апреля 2014 / просмотров – 1741
Культура

Сарказм против любви, деньги против искренних чувств… 15 апреля в Театре юного зрителя состоялся премьерный показ спектакля «Бедные люди» по пьесе Валерия Семеновского, созданной на основе романа Достоевского.

Прочь от достоевщины
В своем романе классик рассказывает историю «маленьких», но богатых духом людей, людей знающих не понаслышке о таких понятиях, как честь и достоинство. Семеновский, современный драматург, снискавший славу как создатель пьес по известным произведениям как русских, так и иностранных писателей, вводит в свой текст нового героя – Некто, который всячески пытается показать абсурдность искренних чувств. Семеновский сохраняет «эпистолярную манеру» романа Достоевского. Главный герой – Макар Девушкин, мелкий чиновник, взял на попечение свою дальнюю родственницу семнадцатилетнюю Вареньку. Однако чтобы не опорочить ее, он стесняется заходить к ней, поэтому большая часть общения героев проходит в переписке, что придает повествованию особую прелесть.

Новые акценты
Введенный Семеновским новый герой превращает трагедию в фарс, открыто высмеивая искренние чувства героев. Некто потешается и над манерой переписки Девушкина и Вареньки, и над ними самими. События идут своим чередом, по сюжету Достоевского. Вот Девушкин полностью разорился на подарках Вареньке, вот Варенька протягивает ему руку помощи, отдает последние деньги. Когда ситуация, казалось бы, выправилась за ней приходит Быков, помещик, когда-то жестоко воспользовавшийся ее неопытностью. Теперь, чтобы загладить свою вину перед Варенькой, он собирается на ней жениться. И тут начинается настоящий фарс. Автор как будто не меняет сюжет, но в то же время смещает все акценты и смыслы.

Так что же делает Варенька в пьесе-фантазии Семеновского? Как и у Достоевского, она покидает Девушкина и соглашается выйти замуж за Быкова. Но если у классика она на самом деле искренне стремится спасти свою честь и ей больно расставаться с Девушкиным, то Семеновский показывает совсем другую Вареньку. Его Вареньке очень скоро понравилось хорошо жить, она наслаждается своим новым положением, а на прощание говорит Девушкину, что больше никогда ему не напишет. Эта финальная сцена реализуется режиссером-постановщиком Александром Сидоренко весьма своеобразно: Варенька в свадебном платье и современных темных очках на вращающемся помосте как будто бесится перед пропастью.

«Бедные люди» стали комедией?
Бесспорно, финальные аккорды производят сильный эффект. Но вот эффект произведения Достоевского полностью разрушен. Вместо горечи, как будто поднимающейся со дна души по прочтении «Бедных людей», после пьесы остается какое-то противоречивое чувство, схожее с недоумением. Осовремененный вариант бесспорно актуален, но все же несравним с оригиналом.

При всем этом игра актеров производит наилучшее впечатление. Три артиста полностью удерживают внимание публики. Некто в мастерском исполнении Василия Маркова даже привносит нотки комедии. Артисты Александр Сидоренко и Екатерина Пухначева, исполнившие роли Девушкина и Вареньки, смогли передать дух двух таких далеких друг от друга эпох. Декорации, соответствующие времени героев Достоевского, осовременены вращающимся помостом, который как будто символизирует душевные метания и перемены.

История, ставшая классической, обрела новую интерпретацию в пьесе Семеновского, и, без сомнения, будет интересна широкой публике.

Фото Александра Томилина

Юлия Горшкова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели