В программе фестиваля организаторы стремились соединить платоновскую тему и то время, в которое творил писатель. «На протяжении двух недель по интенсивности и концентрации культурных событий Воронеж будет стоять в одном ряду с признанными центрами мирового искусства. Я поздравляю нашу публику с уникальной возможностью быть причастной к этим событиям», – отмечает Михаил Владимирович.
Первые в истории Воронежа
Еще до официального открытия Международного Платоновского фестиваля состоялось одно из главных и самых ожидаемых событий – в музее имени Крамского Государственная Третьяковская галерея представила 13 работ, иллюстрирующих творчество Андрея Платонова.
Надо отметить, что путь к этому был сложным и тернистым. Во-первых, климатические условия Воронежского музея не отвечали требованиям Московского. А во-вторых, как отметил заместитель генерального директора Третьяковки Андрей Воробьев, руководство очень сложно и неохотно идет на новые контакты с провинцией. «Наша работа в регионах недостаточна, мы только набираем здесь обороты. Сам факт привоза выставки в Воронеж – историческое событие. Переговоры были сложными и проходили на самом высоком уровне. И то, что сегодня выставка все же открывается, с уверенностью можно назвать огромным достижением. Тем более что некоторое работы, представленные в Крамском, снимались из постоянной экспозиции галереи – это беспрецедентный факт, потому что такого мы не делаем даже для крупных международных проектов».
«При подготовке к выставке произошло невероятное: погрузившись в особую творческую, литературную, художественную реальность Платонова, картины, которые мы давно знаем и любим, зазвучали совершенно иначе, приобретя иное значение, – рассказывает научный сотрудник Третьяковской галереи, куратор выставки Ирина Пронина. – Несмотря на то, что в данных произведениях нет прямых ссылок на творчество Андрея Платонова, мы считаем, что выставка чрезвычайно удачно вливается в контекст фестиваля. У каждого из представленных авторов свой непохожий взгляд на окружающую реальность. Но всех их с Платоновым объединяет стремление к гуманистическим идеалам».
Новое звучание
«Путешествие в человечество» – 13 работ, которые можно рассматривать бесконечно: многосложность жизни в «Композиции с шестью лицами» Филонова, символичные женские образы красавиц новой эпохи в картинах «Прохожая» и «Спортсменка». «Строительство нового квартала в Эривани» Кузнецова отображает иное представление котлована Платонова: это формула строительства чего-то грандиозно, что соразмерно по уровню с Араратом.
Особой художественной находкой экспозиции стали ироничные, ассоциативные, доброжелательные работы Рублева. Натюрморт с письмами отражает сложнейшую тему роли личности и жизни человека той эпохи, символически намекая на необходимость соблюдения неких правил выживания. Важно, что Рублев поместил такое сложнейшее послание в золотую раму XVIII века – этот дает нам посыл, что искусство вечно, и тот смысл, который оно несет, побеждает время.
«Прекрасно, что такой масштабный фестиваль, как Платоновский, открылся именно с серьезного картинного проекта. Я считаю, что это грандиозное начало! – сказал Андрей Воробьев.
Возможен ли выход?
Этажом выше расположились еще две экспозиции, работающие в рамках Международного Платоновского фестиваля: выставка фотографий Бориса Игнатовича из собрания музейно-выставочного комплекса «Московский дом фотографии» и инсталляции Хаима Сокола «Котлован».
90 работ Игнатовича отражают дух и образы Платоновского времени, погружают зрителя в эпоху НЭПа, первых пятилеток и всеобщей веры в скорое торжество коммунизма. Надо отметить, что представленные работы – это печать с оригинального негатива или авторские распечатки.
Классический и традиционный музей имение Крамского не побоялся показать в своих стенах современное искусство, и от этого выставка «Котлован» приобрела особое звучание. Хаим в своей инсталляции стремился отразить настоящее, представляющееся автору далеко не прекрасным: трудная жизнь, теснота, унижения, рабский труд, темнота, грязь.
Внутри подсвеченных стеклянных кубиков автор разместил модели городов, квартир, улиц, сделанных из настоящих орудий труда дворников: корыт, ведер, хозяйственного мыла, швабр, тряпок. Это некая метафора того мира, в котором мы живем. Некоторые экспонаты Сокол называет «безнадежными» в том смысле, что создавая их, он хотел сказать, что надежды на лучшее будущее нет. Например, работа «Город», где внутри грязного ведра нарисованы дома, а на ручке на ниточке подвешена фигура человечка… «Вот, что будет с тем, кто захочет вырваться из этого мрака», – констатирует Хаим Сокол.
Выставки «Путешествие в человечество», «Время Платонова. Борис Игнатьевич» и «Котлован» работают ежедневно на втором и третьем этажах музея имени Крамского.
Торжество искусства на международном уровне
8 июня 2011 / просмотров – 1273
Городская жизнь
Международный Платоновский фестиваль, к которому столица Черноземья готовилась целый год, наконец-то открылся. Да не просто открылся, а грянул своей мощью, великолепием репертуара, блеском звезд и высотой заявленной программы. Такого изобилия высокого искусства Воронеж не видел ни разу. Директору проекта, художественному руководителю Камерного театра Михаилу Бычкову удалось все. И это удивляет, восхищает и шокирует одновременно. У жителей нашего города в течение двух недель фестивального марафона есть по-настоящему уникальная возможность вкусить самое разнообразное искусство: от литературы и изобразительного творчества, до музыки и театра. Многие программы, которые артисты привезли в Воронеж, видели только зрители зарубежных стран, а в России лишь москвичи. Платоновский фестиваль позволил нашему городу стать одной из той жемчужин, которые красуются на мировом ожерелье истинного искусства.
