- Первые нотки авангардизма зазвучали в работах такого разносторонне одарённого человека, как Михаил Врубель. - отметил Сергей. - Его полотна были яркими, его слегка грубоватая манера сильно контрастировала с тогдашними устоявшимися представлениями об искусстве.
Сергей также поведал, что датой зарождения авангардизма следует считать 1907 год. Именно в этом году состоялась смелая выставка «Голубая роза». Работы, выставленные молодыми художниками в рамках этого проекта резко отличались от творений членов магистрального объединения «Мир искусства».
- Ключевую роль в формировании авангардизма сыграл, разумеется, Василий Кандинский. А основные направления русского авангардизма таковы: абстракционизм, конструктивизм, кубофутуризм и супрематизм.
Слушатели лекции могли тут же ознакомиться с творениями передовых деятелей авангардизма. Отдельное место занимал, разумеется, «Чёрный квадрат» Малевича. По мнению Сергея Горшкова, «Чёрный квадрат» символизировал новое солнце, или даже его отсутствие, его замену электричеством.
- В русском авангарде произошло слияние кубизма и футуризма в кубофутуризм. Кубофутуризм, основным мироощущением которого было предчувствие скорых и неизбежных перемен и потрясений, объединял под своими знамёнами не только живописцев, но поэтов и даже критиков. Самого известного вы все прекрасно знаете - это Владимир Маяковский.
Однако век русского авангардизма был недолог. Пережив расцвет в 1915-1924 годах, он постепенно начинает терять былую мощь:
- Русский авангардизм прекратил существование в 1932 году. В этом году его официально сменил социалистический реализм. Руководство страны пришло к выводу, что искусство должно быть также подчинено власти.
В заключение Сергей отметил, сколь велика роль русского авангарда в формировании отечественного искусства в целом. Та смелость, с которой художники, поэты и иже с ними ломали привычные рамки, законы и принципы «развязала руки» и последующим поколениям творцов.