В июле о невозможности выполнить обязательства перед клиентами сообщил петербургский туроператор «Нева», заметим, существующий на рынке четверть века и переживший кризисы 1998 и 2008 годов. Далее, как по «эффекту домино», стали закрываться другие компании: «Роза ветров Мир» и «Экспо-тур». В августе к ним присоединились «Интаэр», «Нордик-стар» и «Идеал-тур». Неожиданная отмена чартерных рейсов привела не только к хаосу в аэропортах и необратимым последствиям, но и к неизбежной остановке деятельности крупного туроператора «Лабиринт».
В результате за рубежом остались несколько десятков тысяч туристов с неоплаченными гостиницами и авиабилетами. МЧС вынуждено посылать за ними самолеты, а власти – вмешиваться в ситуацию на самом высоком уровне. К примеру, премьер-министр Дмитрий Медведев охарактеризовал ситуацию на рынке туристических услуг как «обвал», выразив обеспокоенность тем, что отрасль недостаточно жестко контролируется, и призвав МВД проверить закрывшиеся фирмы. Следственный комитет уже возбудил уголовные дела в отношении пяти обанкротившихся туроператоров по факту мошенничества. В частности, по версии следствия, компания «Лабиринт» похитила у клиентов не менее 100 миллионов рублей, заранее не собираясь выполнять свои обязательства.
Что же произошло в туристическом «королевстве»? Почему бизнес обвалился в одночасье или предпосылки для такого коллапса были уже давно?
«Слабые места»
Грубо говоря, изначально туристический бизнес строится по модели финансовой пирамиды. Деньги, которые вносит клиент за путевку, как правило, идут на покрытие текущих услуг. То есть, турист фактически оплачивает тур тому, кто едет сегодня. Таким образом, чтобы компания оставалась на плаву, необходимо, чтобы приток клиентов постоянно увеличивался. А если вдруг на рынке происходит спад, компания банкротится.
Еще одна особенность этого бизнеса в том, что количество туроператоров очень велико, но число авиакомпаний, сотрудничающих с ними, ограничено. Это приводит к монополии перевозчиков, что позволяет им диктовать свои тарифы. Увы, за все издержки продолжает платить клиент.
«Ваши ставки, господа!»
Обсуждая сложившуюся ситуацию, эксперты рассматривают несколько причин. Неудачный туристический сезон, падение курса рубля, высокая конкуренция между турфирмами, возросшая самостоятельность туристов, предпочитающих организовывать отпуск без помощи профессионалов. Но большинство специалистов подчеркивают: массовое банкротство операторов связано с ситуацией на Украине. В частности, с регламентом выезда за границу госслужащих и представителей силовых структур. Также ситуацию осложняет тот факт, что отношение зарубежных партнеров к России в свете напряженных отношений с Европой перестало быть доверительным. К примеру, принося извинения туристам, оставшимся по вине компании без жилья на одном из греческих островов, на своей странице в соцсети представители «Невы» писали: «Нельзя не упомянуть, что из-за нынешних проблем между Россией и Европой некоторые наши зарубежные партнеры стали особенно остро реагировать на малейшие задержки денежных поступлений».
Получается, предотвратить кризис было невозможно и во всем виноваты обстоятельства? Основатель сервиса по бронированию туров OnlineTur Андрей Бородин считает иначе: «Конечно, банкротство компании из любой отрасли является естественным процессом оздоровления рынка, однако столь катастрофические последствия банкротств в туристической сфере можно и нужно предотвращать».
Начинать надо с «фундамента»
Во-первых, эксперты предлагают создать институт по экстренному оздоровлению или помощи туроператорам, испытывающим финансовые сложности, чтобы предотвратить резкое прекращение чартерных рейсов.
Во-вторых, авиакомпании должны предупреждать об остановке полетов как минимум за неделю, чтобы у туроператоров была возможность найти замену бортам. Кроме того, важно, чтобы авиакомпании страховали как регулярные, так и чартерные рейсы. Сейчас застрахованы только туристы, приобретающие турпакеты, а те, кто покупает авиабилеты, финансово не защищены.
Но самое главное, необходимо навести порядок на рынке авиаперевозок. «Он является фундаментом для бизнеса, и, до тех пор, пока на авиарынке не будет действовать обязательная система страхования и гарантий, туристы не будут защищены, какие бы новые законы для туристического рынка ни вводились», – резюмируют профессионалы туристического бизнеса.
Диктуйте свои условия
Пока экспертное сообщество «бурлит», разбираясь, кто прав, кто виноват и что же все-таки делать, пострадавшие туристы подсчитывают убытки и пытаются прийти в себя после испытанного шока. Те, кого кризис обошел стороной, задают один вопрос: возможно ли обезопасить себя от подобных ситуаций и защитить свои интересы?
«Для этого необходимо заранее навести справки о туристической компании, услугами которой собираетесь воспользоваться, – рассказывает юрист местной общественной приемной председателя партии «Единая Россия». – При заключении договора важно помнить, что любой документ, какой бы вы ни подписывали, необходимо сначала внимательно изучить. Важно помнить о праве внесения в него собственных условий. Не менее важно застраховаться от невыезда. Подобную страховку предлагают и непосредственно в самой компании. Но в указанной ситуации лучше сделать это в той страховой компании, не связанной с турфирмой. Кроме того, пункт о вероятном банкротстве можно внести в договор».
Специалист подчеркивает: все документы у агентства или оператора необходимо забрать до момента вылета, в том числе и билеты в оба конца.
Из двух зол выбирай меньшее
Если же негативный сценарий реализовался, и перед долгожданным отпуском вы узнаете, что ваша турфирма обанкротилась, необходимо предпринять следующие действия. Во-первых, даже если представители компании уверяют, что обслуживание передано другому оператору и для клиента ничего не изменится, разумным вариантом станет отказ от поездки.
«Чтобы вернуть уплаченные денежные средства, необходимо направить по факсу или заказным письмом с уведомлением запрос по телефонам и адресу туркомпании с просьбой подтвердить готовность выполнить обязательства по договору, – продолжает юрист общественной приемной. – Если ответа с подтверждением исполнения обязательств не будет в течение семи дней, необходимо воспользоваться правом на обращение к гаранту обанкротившегося туроператора (страховую компанию или банк) с требованием компенсировать стоимость услуг, не оказанных туроператором».
Сложнее ситуация у тех, кто в момент прекращения деятельности турфирмы оказался на отдыхе. Здесь необходимо принять решение: либо повторно самостоятельно оплачивать отпуск, либо возвращаться в Россию и судиться с туроператором. При этом вместе с исковым заявлением в данном случае в суд необходимо будет предоставить следующие документы: отказ в выплате страхового возмещения, копию паспорта, копию договора с туристической фирмой, все квитанции об оплате туристических услуг, которые клиент был вынужден оплачивать самостоятельно по вине турфирмы (авиабилет, ваучер в отеле, трансфер).
«Черные списки» Ростуризма
Беспрецедентное за всю историю отечественного турбизнеса банкротство привлекло внимание к туристическому рынку всех законодательных структур. Специалисты в один голос заявляют: деятельность требует дополнительного регулирования.
Так, на сегодняшний день ни одна фирма не проходит специальное лицензирование своей деятельности. Закон о туристической деятельности принят в далеком 1996 году. Единственная поправка о страховании граждан была принята в 2012 году.
К слову, министр культуры Владимир Мединский заверил, что количество туроператоров в России будет серьезно пересматриваться, барьер входа повысится, а взносы компаний в «Турпомощь» увеличат. Что немаловажно, появятся черные списки компаний, которые занимаются искусственным занижением цен. Прежде подобного списка в России не существовало.
Тем временем Союз туриндустрии выдвинул предложение по обязательному страхованию турпутевок.
Все это дает надежду, что в недалеком будущем ситуация стабилизируется и невиданный туристический коллапс больше не повторится. Ну а пока тех, кто планирует свой отпуск, Ростуризм предупреждает: новые банкротства операторов не исключены.