Рассмотрение данного вопроса началось с того, что в 2013 году на заседании Совета по межнациональным отношениям была озвучена идея создания единого учебника по истории. Предполагалось, что пособия с единой концепцией продемонстрируют школьникам непрерывность российской истории, созданной разными народами, основанной на многочисленных традициях и культурах. При этом все факты и оценки должны были отражаться максимально объективно.
Спустя год парламентарии предложили расширить проект «Единый учебник» и начать подготовку к выпуску единой концепции по преподаванию русского языка и литературы. Состав итогового перечня предметов, учебники по которым должны будут создаваться в рамках проекта, объясняется тем, что именно история, русский язык и литература способствуют воспитанию в стенах школы достойного гражданина и патриота своей страны. Но только хорошо написанный, выверенный учебник может стать разумной основой для идеологического единства. Не говоря о том, что гуманитарные дисциплины формируют у ребенка собственное мировоззрение.
Беспорядки на Украине начались с бардака учебников по истории
Одним из аргументов в пользу разработки единого учебника по отечественной истории стало то, что пособия, имеющиеся в арсенале школьных библиотек, часто противоречат друг другу как в оценках и интерпретациях событий, так и датах, что искажает усвоение материала. В итоге это негативно сказывается на восприятии исторического развития государства. Первый заместитель председателя думского комитета по образованию приводит еще один довод в пользу разработки единой концепции: «На примере наших украинских соседей мы видим, к чему привела ситуация, которая десятилетие назад начиналась, в том числе, с бардака в учебниках истории».
Моя твоя не понимать?
Обилие учебников по русскому языку также вызывает обеспокоенность у некоторых экспертов, поскольку пособия зачастую предоставляют ученикам разные лингвистические подходы и это вызывает затруднения у школьников, которые меняют место обучения. «147 учебников русского языка это неправильно. Язык – единый, можно и единый учебник создать», – считает председатель комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимест Сафаралиев.
Трудности перевода
В целом, идея единого учебника была воспринята неоднозначно. Одни категорически отрицали ввод данной концепции в систему образования, другие видели в ней глубокий потенциал, но по-разному интерпретировали будущий итог разработки.
Например, Министерство образования и науки отрицает возможность появления именно одного учебника по предмету и предлагает привести все учебные пособия к обновленному единому стандарту, на который должны будут ориентироваться авторы и издатели.
Однозначно против единых учебников выступают представители Общественного совета при Минобрнауки. Они считают, что такая инициатива может лишь навредить системе образования, запретив школам формировать собственную программу, а учителям реализовывать свободу выбора методических средств.
Понятию «единый» дается и другая, более категоричная, трактовка, предполагающая полный отказ от вариативности учебников. «У граждан России может быть один общий учебник истории, один общий учебник русского языка и один общий учебник русской литературы», – отмечает председатель комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, координатор патриотической платформы «Единой России» Ирина Яровая.
В любом случае при преподавании гуманитарных дисциплин учителя при желании будут использовать альтернативные источники, откуда ученики смогут черпать дополнительную информацию. Однако в этом случае педагогу придется затратить больше времени на отбор данных и их адекватный ввод в программу.
Поспешишь – людей насмешишь?
Изначально внедрить новые учебники парламентарии планировали уже в 2015–2016 учебном году. Однако президент приостановил столь быстрый ход событий. На Всероссийском образовательном форуме «Качественное образование во имя страны», прошедшем в Пензе 14–15 октября, от обеспокоенных педагогов поступили вопросы, связанные с созданием единого учебника. На это Владимир Владимирович ответил, что система образования нуждается в модернизации, однако она должна быть качественной и продуманной. «Надеюсь, нас коллеги услышат, чтобы здесь не было чрезмерной спешки по этому вопросу», – добавил глава государства.
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПИСАННОМУ
Петерсон под запретом?
В марте этого года образовательная полемика также развернулась вокруг списка рекомендуемых Минобрнауки учебников, в котором отсутствовало математическое пособие Людмилы Петерсон. По мнению противников издания, оно препятствует воспитанию патриотизма у школьников. Этот неоднозначный вопрос «ГЧ» освещала в одном из апрельских номеров и знакомила читателей с разными взглядами на ситуацию.
Де-факто, несмотря на то, что книги Петерсон остаются вне официального перечня, многие педагоги продолжают изучать их со школьниками, отмечая неоспоримые профильные преимущества.