Учебник преткновения. Быть или не быть единому пособию в практике российских школ?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Учебник преткновения. Быть или не быть единому пособию в практике российских школ?

5 ноября 2014 / просмотров – 2139
Образование

Одним из образовательных новшеств, получивших огласку в последнее время, является разработка единого стандарта преподавания ряда гуманитарных дисциплин. «ГЧ» решила выяснить, когда ждать появления пособий нового формата, а также как к этому ноу-хау относятся воронежские учителя.

Рассмотрение данного вопроса началось с того, что в 2013 году на заседании Совета по межнациональным отношениям была озвучена идея создания единого учебника по истории. Предполагалось, что пособия с единой концепцией продемонстрируют школьникам непрерывность российской истории, созданной разными народами, основанной на многочисленных традициях и культурах. При этом все факты и оценки должны были отражаться максимально объективно.
Спустя год парламентарии предложили расширить проект «Единый учебник» и начать подготовку к выпуску единой концепции по преподаванию русского языка и литературы. Состав итогового перечня предметов, учебники по которым должны будут создаваться в рамках проекта, объясняется тем, что именно история, русский язык и литература способствуют воспитанию в стенах школы достойного гражданина и патриота своей страны. Но только хорошо написанный, выверенный учебник может стать разумной основой для идеологического единства. Не говоря о том, что гуманитарные дисциплины формируют у ребенка собственное мировоззрение.

Беспорядки на Украине начались с бардака учебников по истории
Одним из аргументов в пользу разработки единого учебника по отечественной истории стало то, что пособия, имеющиеся в арсенале школьных библиотек, часто противоречат друг другу как в оценках и интерпретациях событий, так и датах, что искажает усвоение материала. В итоге это негативно сказывается на восприятии исторического развития государства. Первый заместитель председателя думского комитета по образованию приводит еще один довод в пользу разработки единой концепции: «На примере наших украинских соседей мы видим, к чему привела ситуация, которая десятилетие назад начиналась, в том числе, с бардака в учебниках истории».

Моя твоя не понимать?
Обилие учебников по русскому языку также вызывает обеспокоенность у некоторых экспертов, поскольку пособия зачастую предоставляют ученикам разные лингвистические подходы и это вызывает затруднения у школьников, которые меняют место обучения. «147 учебников русского языка это неправильно. Язык – единый, можно и единый учебник создать», – считает председатель комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимест Сафаралиев.

Трудности перевода
В целом, идея единого учебника была воспринята неоднозначно. Одни категорически отрицали ввод данной концепции в систему образования, другие видели в ней глубокий потенциал, но по-разному интерпретировали будущий итог разработки.
Например, Министерство образования и науки отрицает возможность появления именно одного учебника по предмету и предлагает привести все учебные пособия к обновленному единому стандарту, на который должны будут ориентироваться авторы и издатели.
Однозначно против единых учебников выступают представители Общественного совета при Минобрнауки. Они считают, что такая инициатива может лишь навредить системе образования, запретив школам формировать собственную программу, а учителям реализовывать свободу выбора методических средств.
Понятию «единый» дается и другая, более категоричная, трактовка, предполагающая полный отказ от вариативности учебников. «У граждан России может быть один общий учебник истории, один общий учебник русского языка и один общий учебник русской литературы», – отмечает председатель комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, координатор патриотической платформы «Единой России» Ирина Яровая.
В любом случае при преподавании гуманитарных дисциплин учителя при желании будут использовать альтернативные источники, откуда ученики смогут черпать дополнительную информацию. Однако в этом случае педагогу придется затратить больше времени на отбор данных и их адекватный ввод в программу.

Поспешишь – людей насмешишь?
Изначально внедрить новые учебники парламентарии планировали уже в 2015–2016 учебном году. Однако президент приостановил столь быстрый ход событий. На Всероссийском образовательном форуме «Качественное образование во имя страны», прошедшем в Пензе 14–15 октября, от обеспокоенных педагогов поступили вопросы, связанные с созданием единого учебника. На это Владимир Владимирович ответил, что система образования нуждается в модернизации, однако она должна быть качественной и продуманной. «Надеюсь, нас коллеги услышат, чтобы здесь не было чрезмерной спешки по этому вопросу», – добавил глава государства.

 

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПИСАННОМУ
Петерсон под запретом?

В марте этого года образовательная полемика также развернулась вокруг списка рекомендуемых Минобрнауки учебников, в котором отсутствовало математическое пособие Людмилы Петерсон. По мнению противников издания, оно препятствует воспитанию патриотизма у школьников. Этот неоднозначный вопрос «ГЧ» освещала в одном из апрельских номеров и знакомила читателей с разными взглядами на ситуацию.
Де-факто, несмотря на то, что книги Петерсон остаются вне официального перечня, многие педагоги продолжают изучать их со школьниками, отмечая неоспоримые профильные преимущества.

Справка «ГЧ»

Утверждение общих линеек базовых учебников будет осуществляться по результатам конкурсного отбора комиссией, состоящей из представителей Минобрнауки, уполномоченных органов государственной власти регионов, ученых, специалистов и экспертов. Порядок проведения, перечень показателей и критерии оценки будут опубликованы в Интернете. После учебники пройдут общественную экспертизу. Примечательно, что ко всем пособиям разработают региональные приложения, где будет сделан акцент на этнокультурных особенностях соответствующего субъекта. Всего на реализацию данного проекта было выделено менее года, однако после указания президента этот срок должен быть продлен.

Экспертное мнение

«Мы должны учитывать уровень развития детей и их мотивацию»

Ирина Анатольевна КАМИНСКАЯ, учитель математики МБОУ гимназия им. академика Н.Г. Басова при ВГУ, финалист конкурса «Учитель года России 2014»:
– Я не принимаю идею создания единого учебника по истории, русскому языку и литературе, поскольку вариативность образования как раз и заключается в «неединстве» учебников. Основу образовательного материала должны выбирать школа и педагог, учитывая уровень развития детей и их мотивацию. Например, как можно преподавать по единому учебнику в профильных классах и коррекционных школах? Этот вопрос пока остается без ответа.

Экспертное мнение

«Ученики должны испытывать чувство гордости за свою страну»

Земфира Амирхатовна АНДАЕВА, учитель истории МБОУ гимназия им. академика Н.Г. Басова при ВГУ:
– Учебник истории должен развивать у школьников чувства патриотизма и гражданственности. В книгах не должна присутствовать оголтелая критика в адрес нашей страны. При этом, конечно, не нужно скрывать исторические ошибки государства, они были, но какая из стран сложилась без них? В пособиях нужно отразить правдивую информацию, основанную на проверенных источниках и документах. Концепция учебника истории должна быть направлена на то, чтобы при изучении данного предмета ученики испытывали чувство гордости за свою страну.

Экспертное мнение

«100 учебников – это слишком много, однако впадать в другую крайность не стоит»

Александра Николаевна ЛЕВЕНКОВА, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия № 9:
– К созданию единого учебника нужно подойти очень серьезно, ведь авторам придется учесть все тонкости и детали материала, освещаемого в школе. Конечно, более 100 учебников по русскому языку – это слишком много, однако впадать в другую крайность не стоит. На мой взгляд, этот выбор все же стоит оставлять за школой и учителем.

Алиса Фильченко
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели