О давлении США и экспансии НАТО
В Стратегии подчеркивается, что наша страна «продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, независимости, территориальной целостности, защиты прав соотечественников за рубежом». Возросла роль России «в решении важнейших международных проблем, урегулировании военных конфликтов». При этом отмечается, что укрепление позиций государства происходит на фоне новых угроз национальной безопасности. В частности, «проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах». «Сдерживание» России подразумевает политическое, экономическое, военное и информационное давление.
Серьезной угрозой безопасности является дальнейшее расширение блока НАТО и «приближение его военной инфраструктуры к российским границам». Напомним, в декабре 2015 года официальное приглашение стать членом организации получила Черногория. Кроме того, генсек Альянса Йенс Столтенберг заявил о приверженности к «политике открытых дверей». По его словам, в перспективе в блок смогут войти Босния и Герцеговина, Грузия, Македония. Иными словами, НАТО следует своему курсу расширения на Восток.
О стратегическом взаимодействии с Китаем
В связи с данными факторами усиливается роль «повышения мобилизационной готовности РФ» к реагированию на все виды вызовов. Кроме того, растет важность развития союзнических отношений. В Стратегии говорится: «Цель РФ заключается в приобретении как можно большего числа равноправных партнеров в различных частях мира». Особое внимание уделяется стратегическому взаимодействию с Китаем, которое оценивается как «ключевой фактор поддержания глобальной и региональной безопасности». Следует подчеркнуть и то, что Россия не стремится к ухудшению отношений с США. В документе отмечается готовность к «выстраиванию полноценного сотрудничества на основе совпадающих интересов» с учетом «ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом».
Об украинском кризисе
В Стратегии сформулирована позиция нашей страны в отношении причин эскалации украинского кризиса. «Поддержка США и ЕС антиконституционного переворота (…) привела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооруженного конфликта, – говорится в документе. – Укрепление крайне правой националистической идеологии, целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в лице России, ставка на силовое решение внутригосударственных противоречий превращают Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ РФ».
Во избежание усугубления кризисных явлений Россия «выступает за гармонизацию интеграционных процессов в Европе и на постсоветском пространстве, за формирование открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе».
О борьбе с терроризмом
Особое внимание в документе уделено анализу причин роста террористической угрозы. Одним из важнейших факторов, который создал питательную среду для радикализма, является «практика свержения легитимных режимов» и «провоцирования внутригосударственной нестабильности». В итоге «территории вооруженных конфликтов становятся базой для распространения терроризма, межнациональной розни, религиозной вражды». Как уточняется в Стратегии, «появление группировки, объявившей себя «Исламским государством» и укрепление ее влияния стали результатом политики двойных стандартов, которой придерживаются некоторые страны».
В связи с новыми реалиями в России усилят меры, направленные на «повышение уровня антитеррористической защищенности» населения. Кроме того, будет совершенствоваться «система выявления и анализа угроз в информационной сфере», чтобы уберечь граждан от деструктивного воздействия со стороны экстремистских структур.
С просьбой прокомментировать то, как заявленные в стратегии приоритеты находят отражение в бюджете, мы обратились к депутату Государственной Думы от Воронежской области, члену Комитета по бюджету и налогам Сергею Чижову.
«Появление новых и разрастание старых угроз как никогда потребовали адекватного реагирования со стороны главы государства – гаранта прав и свобод россиян, – говорит Сергей Викторович. – Это подразумевает принятие своевременных мер по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности. Именно на достижение данных целей и направлена вновь утвержденная Стратегия нацбезопасности.
Это подтверждается отражением в документе целого ряда угроз. К ним, в первую очередь, относится наращивание силового потенциала НАТО и приближение его ПРО к российским границам. Однако есть еще и спровоцированные США очаги напряженности на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке и Южной Азии. Так что так называемая теория управляемого хаоса все больше дает о себе знать. Как следствие – разрастание международного терроризма и экстремизма, наплыв беженцев и прочие вызовы для всех цивилизованных стран, особенно Запада.
Впрочем, нам также не стоит успокаиваться. Потому что только благодаря решительным действиям российского руководства и, в частности Президента РФ, удалось отодвинуть нависшую над страной угрозу, как говорится, на дальние рубежи.
Есть и напрямую связанные с этим очаги напряженности. В первую очередь это касается границ Турции с Сирией. Ведь фактически умышленно произошло создание неконтролируемой властями зоны для своей личной наживы. Отсюда и «удар в спину» с турецкой стороны.
Никого не провоцируя, мы должны быть готовы ко всем существующим потенциальным угрозам. Прежде всего, хочу сказать о созданной для этого финансовой основе, поскольку все силовые структуры у нас федеральные, то и их полное обеспечение происходит за счет средств госбюджета. Если посмотреть на динамику, то только за период с 2003 по 2014 годы финансирование национальной обороны выросло почти в 7 раз, а Вооруженных Сил – почти в 6 раз. Несмотря на сложности, мы практически не урезали финансирование данного направления и в дальнейшем. Так, последними поправками в федеральный бюджет 2015 года финансирование нацобороны было увеличено на 57,6 миллиарда, до почти 3,2 триллиона рублей.
К тому же есть еще и госпрограмма вооружения до 2020 года, с общей стоимостью около 20 триллионов рублей, еще 3 триллиона предусмотрены на модернизацию ОПК. Ее главный приоритет – оснащение армии инновационными и высокотехнологичными образцами. Они должны многократно превосходить вооружение противника. Причем эта задача решается в условиях импортозамещения и западных санкций.
Особо подчеркну, что все эти усилия должны быть подкреплены развитием патриотического воспитания молодежи. И буквально на днях была утверждена соответствующая госпрограмма. Действовать она будет, начиная с этого и до 2020 года, а общее финансирование составит около 1,7 миллиарда рублей. Из них федеральных средств – чуть более 1,5 миллиарда.
Закономерно особое внимание в Стратегии нацбезопасности уделено вопросам повышения качества жизни граждан, экономического роста и еще целого ряда важнейших условий для обеспечения долгосрочного развития и безопасности страны.
В этом плане отдельно выделена роль таких угроз для нашей экономической безопасности, как низкая конкурентоспособность и сырьевая зависимость. Поэтому документ предполагает укрепление финансовой системы. Это будет сделано, в том числе, за счет обеспечения устойчивости национальной валюты и снижения банковских ставок по кредитам. Именно вследствие этого в показатели оценки состояния национальной безопасности, в частности, включен уровень инфляции. Его снижение, несомненно, станет локомотивом роста кредитования, а значит и всей экономики».
На фото – Владимир Путин осматривает перспективные военные разработки в Уральском конструкторском бюро транспортного машиностроения (ноябрь 2015 года).
С полным текстом Стратегии можно ознакомиться на сайте президента РФ.