В целом, Лин-технологии развития бизнеса и работы с клиентами ориентированы на то, чтобы, сокращая затраты и ресурсы, сводя к минимуму неэффективные, повышать общую производительность компании и работать на ее главный показатель – степень удовлетворения клиентского спроса. Первопроходцем во внедрении Лин-подхода в глобальных масштабах считается компания Toyota, за 50 лет превратившаяся в лидера мирового автопрома. На российском рынке таким первопроходцем является, пожалуй, именно «Сбербанк».
Структуры Лин-лабораторий позволяют на основе анализа выявленных корпоративных проблем предлагать, тестировать и внедрять в практику управленческие приемы, которые помогают повысить эффективность всей системы. Так, одним из примеров внедрения Лин-технологий, правда, в сегменте работы с физическими лицами, является решение вывести одного кассира банковского подразделения в зал в целях первичной консультации посетителей и объяснения им принципов работы системы самообслуживания. При внедрении этого приема в отдельных подразделениях «Сбербанка» эффективность работы кассиров повысилась в 5 и более раз.
Соответственно, Лин-структура, специализирующаяся на работе с малым бизнесом, должна позволить качественно повысить эффективность взаимодействия банка с этим сегментом клиентов, тем более, что его представители проявляют все больший спрос на кредитные программы и буквально недавно Сбербанк принял несколько важных решений в помощь представителям малого бизнеса. Такие как понижение процентной ставки по кредиту (в среднем на 0,6 –1,1 %) и внедрение в практику программ, (при определенных условиях) предусматривающих качественное понижение нижнего порога доли собственных стартовых средств на кредитуемый проект.
– Малый бизнес, – обратился к сотрудникам лаборатории председатель Центрально-Черноземного банка Александр Соловьев, – наиболее эффективный инструмент для развития экономики, способный быстро реагировать на рыночные изменения. И наша задача – не просто кредитовать этот сегмент, а изучать потребности экономики и направлять именно в эти сферы потенциал предпринимателей, одновременно совершенствуя банковские технологии. Мы должны искать новые подходы, экспериментировать и в конечном итоге предложить клиенту то, что ему необходимо в данный момент. Статус лин-лаборатории как раз позволяет сделать это.
По словам председателя ЦЧБ, по итогам его недавней встречи с клиентскими менеджерами принято решение о возобновлении ранее практиковавшейся в территориальном банке отраслевой подготовки специалистов, когда в свободное от основной работы время они могли бы изучать специфику тех или иных сфер экономики. Это позволило бы банковским сотрудникам «говорить на одном языке» с руководителями предприятий и стать активными проводниками идеологии развития малого бизнеса.
Тем временем коллектив нового подразделения уже придумал для своей лаборатории название – «Космодром бизнеса», а также созвучный ему слоган: «Представь будущее. Почувствуй будущее. Создай будущее».