В Воронеже прошла традиционная акция «Фронтовой паек»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

В Воронеже прошла традиционная акция «Фронтовой паек»

3 февраля 2016 / просмотров – 6420
Городская жизнь

В рамках ежегодной акции «Фронтовой паек», которая проходит в столице Черноземья уже более 10 лет, ветеранов, участвовавших в боях за Воронеж, поздравили с 73-й годовщиной со Дня освобождения нашего города от фашистских захватчиков.

Героям-освободителям выразили самую глубокую признательность за их великий подвиг, а также вручили продуктовые наборы, схожие с теми, что они получали в «огненные сороковые», – в знак памяти о временах их славной молодости. В гостях у нескольких ветеранов побывали и корреспонденты «ГЧ».
«Для однополчан я была таким же боевым товарищем, как все»
Когда началась война, Анна Георгиевна Бурбелюк училась в медицинском техникуме на фельдшера. Курс выпустили досрочно, и Анна устроилась в Рамони акушеркой. А менее чем через полгода ее призвали в армию.
17-летняя девушка сначала попала в госпиталь, а потом – на передовую, где оказывала первую помощь бойцам. «Везде одни раненые, – вспоминает ветеран. – Все в крови, от которой даже валенки промокали насквозь. Одного перебинтуешь, берешься за следующего – и так нескончаемый поток».
Дальнейшую судьбу своих пациентов Анна Георгиевна не знает. Ребят забирали в медсанбат, а она вместе со своим полком шла дальше. «Конечно, было тяжело – и морально, и физически. В день проходили десятки километров, примерно через каждые 20 делали 2-часовой привал. Спали в чистом поле, прямо на земле». «А зимой как?» – интересуемся. «Да так же, – невозмутимо отвечает она. – Максимум еловых лапок подстелешь, если лес рядом, а то и просто на снег ложились».
«Неужели однополчане не старались создать для вас какие-то особые, более комфортные условия. Все-таки вы единственная женщина среди такого огромного количества мужчин?» – «Да что вы? Нет, конечно. Что тут можно было сделать? Да к тому же, я для них была таким же боевым товарищем, как и все. Я специально себя так поставила. И меня за это уважали».
За четыре года в пехоте девушка в буквальном смысле слова прошла Киев, Румынию, Венгрию. В конце 1945-го, во время очередного боя, Анну Георгиевну контузило – она потеряла глаз и целую неделю не могла разговаривать, но потом нашла в себе силы двигаться дальше.
Победу наша собеседница встретила в Чехославакии: «Еще когда мы входили в страну, нас, советских солдат, осыпали цветами, а потом подхватили и несли на руках… – говорит ветеран. – А потом местные накрыли для нас праздничный стол, и были танцы под звуки духового оркестра…»
«Воронеж был разрушен практически полностью»
Перед глазами Митрофана Варфоломеевича Латышева до сих пор стоит только что освобожденный от немецко-фашистских захватчиков Воронеж. Тогда наш собеседник учился в 7-м классе и жил с пожилыми родителями в селе Анненка Верхнехавского района.
Он приехал в город с приятелями: «На улице Кирова и проспекте Революции стояли лишь остовы зданий с пустыми глазницами окон… Да весь Воронеж практически полностью был разрушен!» Повсюду были мины. Одну из них, зажигательную, мальчишки нашли на тротуаре в Петровском сквере. «Друг мой поднял ее и швырнул. Бестолковый! А если б взорвалась?» Что бы тогда было, Митрофан Варфоломеевич отчетливо понял всего через несколько месяцев – после окончания школы.
16-летний парнишка переехал в Воронеж (жил в подвале полуразрушенного дома, где сейчас располагается кукольный театр). Работал в артели по пошиву детской обуви, когда пришла повестка. После 10-дневных курсов минеров ему выдали специальный «щуп» и отправили расчищать лог от Чернавского до Вогрэсовского моста. Затем – улицу 20-летия Октября, Фридриха Энгельса, окрестности Воронежа.
«Мы собирали снаряды в определенное место. Сверху клали противотанковую мину – и подрывали. Страшно было, – признается ветеран. – Ну что мы, мальчишки совсем!»
Один из их группы (всего было 12 человек) подорвался на мине: «В Рамонском районе, на поле, где росла капуста, метров в 300 от меня вдруг раздался взрыв, – рассказывает Латышев. – И в одно мгновение не стало Славки. Жаль, хороший был парень». А однажды ребятам пришлось вспахать только что разминированное поле. «Что было делать? Председатель совхоза приказал. Сели на трактора – и вперед». По домам юных саперов распустили лишь в 1945-м.
«Пришло сообщение – на Сталинград летят 500 самолетов…»
Еще одна наша землячка, Ефросинья Степановна Лушина, в 1941-м работала на заводе синтетического каучука имени С. М. Кирова.* Девушке было 21, и она собиралась замуж, но влюбленных разлучила война. «Молодой человек мой был летчиком, – рассказывает женщина. – К сожалению, он погиб».
Когда немецкая армия подступала к Воронежу, предприятие эвакуировали в Казань. Фрося не поехала: «Сначала стала председателем Райкома партии Сталинского района.** Готовила медсестер для фронта. А затем и сама отправилась воевать».
Девушку определили в войска Воздушного наблюдения, оповещения и связи телефонисткой на командном пункте. «Я очень быстро писала, – говорит ветеран, – поэтому генерал один (к сожалению, уже не помню его фамилию) только меня и требовал к телефону. А то дадут какую-нибудь другую, а та не успевает…»
Ефросинья Степановна поделилась с нами и своим самым ярким воспоминанием о войне: «Мы были в Лисках. И пришло сообщение – на Сталинград летят 500 самолетов. Я вышла на улицу, смотрю – действительно, как будто одна линейка. А мне один офицер говорит: «Ты что. Это бреющий полет. Всего 25–50 метров над землей. Летчиков в кабине разглядеть можно. А ты выскочила!» Но в тот день нас не бомбили».
«Да, нам, ветеранам, есть что рассказать, – подытожила Ефросинья Лушина. – Мы были свидетелями страшных, но вместе с тем великих событий. Это был подвиг всего нашего народа, каждого жителя страны. И я рада, что память об этом до сих пор живет в сердцах людей. Акция «Фронтовой паек» – яркое тому подтверждение. Огромное спасибо ее автору Сергею Чижову. Хочу отметить, что Сергей Викторович всегда уделяет внимание поддержке ветеранов, да и вообще всех пенсионеров, помимо того что ведет серьезную работу на законодательном уровне. Побольше бы таких неравнодушных политиков!»

* Сегодня предприятие называется «Воронежсинтезкаучук».
** Ныне – Левобережного.

Справка «ГЧ»

Акция «Фронтовой паек», ставшая уже доброй традицией, стартовала в 2003 году. Все эти годы проект, автором и главным организатором которого является депутат Государственный Думы Сергей Чижов, помогает выразить признательность ветеранам за их великий подвиг, окружить их вниманием и заботой. Поздравления получили все защитники Воронежа, проживающие в нашем городе.

Справка «ГЧ»

Один из «майских» указов президента Владимира Путина направлен на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В рамках его реализации свои жилищные условия улучшили почти 300 тысяч фронтовиков. Всего с 2008 года на эти цели из федерального бюджета выделено более 300 миллиардов рублей. В этом году работа в данном направлении продолжается. В частности, в федеральном бюджете 2016 года заложено более 10 миллиардов, из которых для Воронежской области предусмотрено почти 200 миллионов.

С места событий

Татьяна Шевцова, дочь защитницы Воронежа:
– Мама была зенитчицей 4-го зенитно-пулеметного полка 3-й дивизии ПВО, который был образован у нас, в Воронеже, и изначально состоял из мужчин. Но в 1942 году его переформировали, и полк стал женским – добровольцами на фронт отправились около 300 представительниц прекрасного пола, в том числе и моя мама. Тогда ей было всего 21.
Дорогами Великой Отечественной девушки прошли до немецкого Бреслау. Около 30 из них, к сожалению, не вернулись. Так, Лидия Рябцева, именем которой названа одна из улиц нашего города, выстрелила во вражеский самолет, но тот успел сбросить на нее бомбу…
Все это я знаю из первых уст – о многом рассказывала мама, а также ее однополчане во время встреч на День Победы. Но с каждым годом ветеранов становится все меньше. И я решила увековечить память об их подвиге на бумаге – так появилась книга «Воронежские зенитчицы». В нее вошли мемуары фронтовиков, их письма и фотографии из личного архива. Теперь потомки смогут прикоснуться к живой истории тех лет.

Ирина Красовская
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Комментарии
  • 05.04. 22:01 Анна Георгиевна Бурбелюк. На сайте минобороны под названием "Подвиг народа" я нашел наградные на Рыжкову Анну Георгиевну (медаль "За боевые заслуги" и орден "Красная Звезда"). Сделал для себя вывод, что Анна Георгиевна с большой вероятностью является женой родного брата моей бабушки (его звали Бурбелюк Даниил Григорьевич). Буду пробовать выйти с ней на связь. Мой e-mail: viccor@inbox.ru
  • 09.05. 15:55 Все подтвердилось. Сегодня, 9 мая 2017 года, звонил в Воронеж Бурбелюк (Рыжковой)Анне Георгиевне (моей родственнице), чтобы поздравить ее с Днем Победы. Большое спасибо Ирине Красовской!
  • 11.05. 22:17 Ирина Красовская (Гость) Рада, что наша статья вас объединила. Анна Георгиевна очень общительная, позитивная и энергичная женщина, несмотря на возраст и состояние здоровья. К сожалению, в последние годы она живет одна, так что, думаю, ей очень приятно Ваше внимание.
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели