«Старичок», уже давно снятый с линии, приличное время выполнял функции …хозпостройки. Сотрудники МКП МТК «Воронежпассажиртранс» его восстановили. На приобретение и реставрацию ушло порядка 80000 рублей. По словам представителей предприятия, это небольшие деньги. Рыночная стоимость такого раритета – 2,5 миллиона целковых. Теперь ЗиУ-5 получил «постоянную прописку» в троллейбусном парке.
«Это не только дополнительный исторический объект для города, – говорит заместитель гендиректора МКП МТК «Воронежпассажиртранс» Николай Образцов,– когда тихо рушился трамвай, а за ним начал рушиться троллейбус, были вынуждены уйти сотни людей, работавших в этой системе на благо города. Мы решили, что такой памятник необходим и с точки зрения привлечения общественного внимания к проблеме сохранения электротранспорта». Кстати, в Белгород сотрудники предприятия ездили присматривать троллейбусы. Из-за сложностей с техническим оснащением в прошлом году встал вопрос о сокращении 57 работников. «Тогда директор командировал меня к белгородцам, – поясняет Николай Образцов, – они дали возможность выбрать машины среди тех, что отслужили не более 10 лет. В Белгороде их собирались списать, поскольку там губернатор и мэр приняли решение закупить сразу 47 новых единиц техники». К слову, в советское время срок эксплуатации троллейбуса ограничивался 8 – 10 годами. Сейчас из-за хронической нехватки машин службу таких «пенсионеров» продлевают с помощью капремонта.
В настоящее время на воронежские улицы ежедневно выходит 51 троллейбус. В городе 4 маршрута. Для сравнения: по состоянию на 1 января 2001 года на балансе производственного объединения «Воронежгорэлектротранс» числилось 189 единиц троллейбусов и функционировало 18 маршрутов.
Несмотря на трудности, сотрудники предприятия верят в будущее электротранспорта. «Рано или поздно мы поймем значение слова «экология», а троллейбус, как известно, экологичное транспортное средство, – говорит Николай Образцов, – у нас есть проект по созданию в городе двух колец. Троллейбусы, проходящие через центр Воронежа с небольшим промежутком в 3-5 минут способны обеспечить перевозку пассажиров из Северного микрорайона по кольцу в Левобережный район через Чернавский мост. Второе кольцо – Чернавский, Отрожка и далее назад… При современном развитии технологий возможна трансформация электротранспорта. Может быть, со временем в Воронеже появятся монорельсовые дороги как в Москве. Но, конечно, нужны вложения. Пока мы работаем по тем маршрутам, которые определило управление пассажирских перевозок».
Сотрудники предприятия надеются, что в ближайшее время троллейбусный парк увеличится на 20-25 единиц. Внушает им оптимизм и то, что и.о. мэра Геннадием Чернушкиным подписан проект развития электротранспорта. Что же до открытия памятника, то они постарались превратить это мероприятие в настоящий праздник для горожан – с призовыми конкурсами, ознакомительной экскурсией по депо и посещением музейной экспозиции. На площадке парка были выставлены модели троллейбусов и автобусов разных лет. Из желающих посидеть за рулем раритетного ЗиУ-5 образовалась внушительная очередь…
Справка ГЧ
ЗиУ-5 стал первой серийной моделью, созданной Конструкторским бюро Завода имени Урицкого. Первые опытные образцы были направлены в Москву в 1959 году. В 1960 – 1970-е – наиболее распространенный троллейбус в СССР. Общая вместимость ЗиУ-5 – 125 пассажиров. Конструктивная скорость (максимальная, заложенная производителем и определяемая принятыми для транспортного средства параметрами) – 60 километров в час. Вес в ненагруженном состоянии - 9000 килограммов. Число выпущенных ЗиУ-5 – более 16000 единиц.
Между прочим
В Воронеже функционирует особый низкопольный троллейбус с выдвижными платформами, предназначенный для людей с ограниченными возможностями передвигающихся на колясках (№ 11 «ВАСО – Северо-Восточный район»). Он пока единственный в городе, но «Воронежпассаржитранс» планирует закупить еще четыре таких троллейбуса.
Экскурс в историю троллейбусного движения в Воронеже – в ближайшем номере «ГЧ», в рубрике «Истфакт».