Знакомство с классикой нужно начитать с Бетховена, Моцарта и Чайковского, уверен дирижер Игорь Вербицкий.
«Для восприятия концерты Бетховена несложные. Это чистая, кристальная музыка, – поясняет он. – Мы исполняем их каждый год. Один или два. Меньше всего «везет» второму концерту. Но это зависит не только от оркестра, но и, прежде всего, от приглашенных солистов. Иногда возникает поветрие и все вдруг начинают играть что-то одно. К примеру, второй концерт Рахманинова».
Музыка как способ преодоления кризиса среднего возраста
Произведения Бетховена входят в золотой репертуар пианистов. Они постоянно звучат и в филармониях, и в музыкальных школах, и в училищах. Петр Лаул – один из известных интерпретаторов творчества великого композитора. С воронежским оркестром он сотрудничает с 1999 года.
«Мы играли пьесы из разных пластов музыкального мирового искусства, – вспоминает Игорь Вербицкий. – Но Бетховена при этом исполним впервые. В Петербуржской филармонии к юбилею композитора Петр Лаул представил цикл из всех сонат этого автора. 32 сонаты! Произведения, который услышат воронежцы, он тоже уже играл. Кроме того Петр пишет книги и музыкальные эссе, связанные с творчеством Бетховена. Он находит какие-то моменты, тонкости, которые не услышишь в исполнении других пианистов. Это очень ценно».
«Этот композитор помог мне преодолеть кризис среднего возраста, – шутит Лаул. – Теперь, если у меня спросят: чего ты достиг к 40 годам? Я могу ответить: исполнил 32 сонаты Бетховена!»
Хочу все знать!
Труд музыканта – не только исполнение нот, но и понимание всего комплекса фактов, связанного с произведением – когда и при каких обстоятельствах оно было написано, что хотел выразить композитор. Этому предшествует огромная работа с первоисточниками, различными изданиями. Из множества вариантов музыканты ищут наиболее приближенные к тому, что хотел сказать автор.
«Лаул не просто учит и играет свою строчку, он знает все, что происходит с оркестром, может подсказать какие-то моменты, которые он для себя понял, анализируя произведение», – добавляет Игорь Владимирович.
Как надо относиться к жизни? Мастер-класс гения
Какой из пяти концертов является «автопортретом» Бетховена сказать трудно. Все они отражают его мысли в тот или иной период.
«По словам Петра, после исполнения 32 сонат он иначе воспринимает разные состояния композитора, воплощенные в музыке, улавливает изменения его настроения. Все концерты важны, но мне, наверное, ближе всего третий, – признает дирижер. – Возможно, потому что я играл первую часть, когда учился в хоровом училище, и она меня потрясла. Чудовищно несправедливо, что у Бетховена пропал слух, его рабочий инструмент. И это не в старости, а в самые лучшие годы! Грозная поступь судьбы, которая разрушает все на своем пути, чувствуется во вступлении, начале концерта. Потом колоссальная лирика и выход к свету, несмотря ни на что. Бетховен показывает нам, как надо относиться к жизни. Порой мы погружаемся в свои проблемы и думаем, что все плохо. Хотя по сравнению с тем, что перенес он, это сущие пустяки. И композитор не бросил свое дело, а написал еще огромное количество удивительных и оптимистичных произведений!»
Партнер филармонии – Центр Галереи Чижова – центр поддержки культурных инициатив.