Российское образование издавна славилось как одно из самых сильных в мире: выдающиеся математики, физики, химики, биологи и филологи, которые внесли значимый вклад в развитие фундаментальной науки – выпускники российской школы. И сегодня наша образовательная система сохраняет высокие позиции в мировых рейтингах, а специалисты и ученые – широко востребованы во многих передовых государствах.
Поскольку развитие таких важных качеств человека, как целеустремленность, любознательность, развитие организаторских и лидерских способностей, одним словом, формирование личности начинается еще на первых ступенях образования, модернизация этой отрасли приобрела статус ключевого направления государственной политики. Сегодня при поддержке федерального центра активно обновляются общеобразовательные стандарты, вводятся инновационные учебные программы, в том числе цифровые, строятся и оснащаются современным оборудованием школы, повышается социальный статус и зарплаты педагогов. С 2017 года расходы на общее образование только из бюджета страны выросли с 43,7 миллиарда рублей до 53 миллиардов.
Реализация новых ФГОСов, формирование электронной школы, внедрение адаптивных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья – современные реалии предъявляют высокие требования не только к профессиональной квалификации, но и личностным качествам преподавателей. «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию», – говорил Лев Николаевич Толстой. Конечно, жертв, в прямом значении этого слова, от преподавателей не требуют, но уделять своим ученикам больше времени, чем требует программа, проявлять заботу, любовь и чуткое внимание может только прирожденный и талантливый педагог. Уроки наставников, для которых важно не просто обучить ребенка предмету, но и поделиться с ним жизненной мудростью, – мы всегда вспоминаем с особой теплотой.
К сожалению, став взрослыми и самостоятельными, мы не всегда можем найти время заглянуть в родную школу или позвонить своему педагогу и еще раз от всей души сказать ему: «Спасибо за ценные уроки!». Для того чтобы поблагодарить школьных преподавателей, поощрить их за ответственный и кропотливый труд, а также чтобы повысить престиж этой социально-значимой профессии, депутатом Госдумы Сергеем Чижовым был инициирован региональный конкурс народного признания, в котором компетентность учителей оценивают самые строгие и объективные эксперты – ученики и их родители.
Уже более 10 лет проект «Любимый учитель» дарит воронежцам возможность выразить слова признательности, а также поздравить преподавателей с их профессиональным праздником в интерактивном формате. Делясь воспоминаниями о педагоге и мнением о его работе на сайте конкурса, выпускники школ и нынешние учащиеся помогают своим наставникам получить звание лучшего работника образования, а также выиграть главный приз – модный шопинг на сумму 50 000 рублей в Центре Галереи Чижова. Для призеров и лауреатов проекта организаторы по традиции подготовили более 50 ценных подарков.
«Если учитель работает с душой, ему нужна ответная реакция»
Даже высокопрофессиональный специалист не сможет добиться должного успеха в работе с учениками, если он не увлечен своим делом, уверен победитель проекта «Любимый учитель» 2016 года, директор Лицея «МОК № 2» Владимир Свердлов.
«Не отрицаю, что педагог должен быть профессионалом, грамотно владеющим своим предметом. Но в то же время невозможно стать хорошим учителем без любви к детям и школе. Если человек пришел работать в учебное заведение по велению сердца, по призванию, то в дальнейшем ему будет легче расти и совершенствоваться как специалисту, – поясняет Владимир Яковлевич. – Крайне важны и личностные качества педагога, ведь он должен быть образцом для своих учеников, их лидером и наставником».
В школе всегда рады молодым учителям, добавляет руководитель одного из ведущих учебных учреждений Воронежа. Главное, чтобы у них было желание работать и развиваться, чтобы горели глаза. Опыт и квалификация – дело наживное. К тому же начинающие педагоги всегда могут рассчитывать на помощь старших коллег. Так, например, в Лицее МОК № 2 развита система наставничества. Между тем, основную поддержку учитель все-таки получает от своих учеников, подчеркивает Владимир Яковлевич.
«Для чего человек идет работать в школу? Прежде всего, чтобы научить, воспитать, помочь стать взрослой самостоятельной личностью. И если все это он делает с душой, ему нужна ответная реакция, – говорит Владимир Свердлов. – Никакие деньги не заменят благодарности детей, уважения родителей и признания выпускников. Как раз это и дарит нам проект «Любимый учитель». Далеко не каждый профессиональный конкурс может сравниться с данной инициативой. Конечно, педагог может получить президентский или губернаторский грант, звание почетного работника образования. Но такими наградами поощряют всего несколько десятков учителей региона. В то время как конкурс Центра Галереи Чижова дарит признание и народную любовь сразу сотням педагогов со всей области. Это настоящее счастье для учителя! Я знаю коллег, которые даже выписывали с сайта конкурса пожелания и поздравления от своих детей и выпускников и распечатывали их на память. Чем больше таких проектов будет реализовано, чем больше теплых слов получат школьные учителя, тем больше внимания, заботы и позитивной энергии они смогут дать ученикам».