В гостях хорошо, а дома – лучше!
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

В гостях хорошо, а дома – лучше!

18 апреля 2012 / просмотров – 2325
Экономика
Туристический бизнес для отдельных стран стал чуть ли не главной статьей доходов государственной казны. Сможет ли Воронежская область прилично зарабатывать на туриндустрии? Кого-то пленяют экзотические страны или жажда своими глазами увидеть европейские достопримечательности с громким именем. Кто-то свято хранит верность ставшему почти родным черноморскому побережью. А готовы ли воронежцы, жители других регионов или гости из-за рубежа посвятить свой отпуск знакомству с красотами воронежского края? Пока количество прибывающих к нам туристов не так велико, но ситуация может измениться.
Туристические преимущества Воронежской области очевидны: это и выгодное транспортное расположение, и климатические условия, и природные богатства, объекты исторического и культурного наследия общероссийского и даже мирового значения, и, наконец, активно разрастающиеся деловые контакты с представителями российского и зарубежного бизнеса.
В 2010 году, по данным департамента развития предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области, наш регион посетили более 3,5 тысяч иностранных туристов, внутренний туристский поток* превысил 230 тысяч человек. До 40% туристов прибывают в область с целью посетить культурные и исторические достопримечательности. Однако эксперты сходятся во мнении, что с учетом потенциала развития внутреннего и въездного туризма мы можем претендовать на большее.
По данным Росстата число реализованных в 2010 году населению турпакетов – 4389. Из них гражданам России по территории России – 872, по зарубежным странам – 3397
Какие объекты могут стать «центром притяжения» туристических потоков в Воронежскую область? По мнению Сергея Федотова, сопредседателя комитета по развитию туриндустрии Торгово-промышленной палаты Воронежской области, кандидата географических наук, наш регион может удовлетворить самые разные предпочтения: «Кому-то интересна природа, кому-то – культура, другим – развлечения. Если мы говорим о природе, то это Воронежский заповедник, маршруты по Битюгу, по Хопру (сплав на байдарках). Если у человека предпочтения больше познавательного характера, то это, в первую очередь, сам Воронеж с его музеями. Я бы сюда включил еще Павловск, Борисоглебск и Острогоржск. Павловский центр, к примеру, – это сохраненная практически в неизменном виде архитектура XVIII-XIX веков. В Острогоржске есть краеведческий музей, великолепная картинная галерея, музей Крамского (домик самого художника, где он создавал свои картины). Если кого-то истоки русского этноса интересуют, то можно поехать в Эртиль. Там заслуженный фермер России Владимир Брежнев создал «Деревеньку XVIII-XIX века», в которой можно увидеть многие предметы крестьянского быта прошлых столетий».
– Воронежская область – один из самых уникальных краев, – уверена Ирина Кокорева, руководитель департамента развития предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области. – Для меня наш регион ассоциируется, прежде всего, с колыбелью. Мы колыбель цивилизации: это наши Костенки. Колыбель военно-морского флота, который здесь начал строить Петр I. Колыбель военно-воздушных сил. Я считаю, что Воронеж и родина олимпийского движения России, потому что именно у нас родился первый олимпийский чемпион. На нашей территории находятся уникальные пещерные храмы. У нас есть, что посмотреть.

За чем же дело стало?
Перед воронежской туриндустрией стоит и ряд серьезных задач. «Для того, чтобы гости нашего города имели возможность комфортно путешествовать, – считает председатель Подкомитета по развитию туризма Воронежской областной Думы Владимир Нетесов, – требуется создать на территории исторических комплексов всю необходимую инфраструктуру, грамотно организовать маршруты, обеспечить безопасность, организовать центры информационной и юридической поддержки».
Сергей Федотов обращает внимание на трудности иного порядка: «На мой взгляд, чего нам не хватает, так это какой-то координации: пока интересы развития туризма концентрируются в разных департаментах: культуры, развития предпринимательства и потребительского рынка. Сейчас туризм находится в ведении последнего. Необходимо определить само понятие туризм. Что это? Отрасль экономики, отрасль культуры или самостоятельное направление? Если мы серьезно беремся за развитие внутреннего туризма, то, возможно, на уровне администрации необходимо создать некий координационный центр, куда вошли бы представители всех заинтересованных департаментов. Без образования мы не обойдемся: нужно готовить кадры».
Однако наиболее остро стоит проблема привлечения инвесторов в регион. «Эта проблема, – отмечает Ирина Кокорева, – существует не только в Воронежской области, но и в других регионах, кроме, наверное, Краснодарского края и таких городов, как, скажем, Санкт-Петербург. Инвесторы идут неохотно, хотя для них созданы все условия».

Законы гостеприимства
Сказать, что развитие внутреннего и въездного туризма в Воронежской области представляет собой только ворох неразрешенных проблем, конечно, нельзя. В частности, среди мер, направленных на привлечение инвесторов в регион, Ирина Кокорева и Владимир Нетесов отметили ряд законодательных изменений.
– Депутатами регионального парламента, – рассказывает Владимир Иванович, – в минувшем году принят ряд законодательных поправок, по которым строительство туристско-рекреационных комплексов и обеспечение их инженерной инфраструктурой относится к особо значимым инвестиционным проектам. Инвесторы могут претендовать на определенные законом меры государственной поддержки.
В 2010 году туроператоры и турагентства Воронежской области реализовали населению 7040 путевок общей стоимостью 343 миллиона рублей
Как поясняет Ирина Кокорева, эти меры предполагают опять-таки создание инженерной и транспортной инфраструктуры, субсидирование процентной ставки по кредитам, которые используются для строительства туристических объектов, налоговые льготы. «Кроме того, – продолжает Ирина Леонидовна, – в конце 2010 года нашим департаментом была разработана концепция развития внутреннего и въездного туризма, в которой мы очертили наши основные направления работы. Во-первых, мы определили 4 туристско-рекреационные зоны: воронежская центральная, южная и восточная. В каждую из этих зон входит по несколько районов. Воронежская, например, включает сам город Воронеж и все знаковые объекты туристической привлекательности, находящиеся здесь. Затем это Рамонский район (замок принцессы Ольденбургской), Семилукский район (там находится церковь XVIII века), Хохол, Костенки. В центральную зону включены: Дивногорье, Костомарово, Бобровский район, Хреновской конезавод и так далее. Второе направление развития – реализация транспортного потенциала. Воронежская область располагается практически в середине центральной России, через нас проходят ключевые транспортные пути, в частности, федеральная трасса М-4 Дон. На ней создание туристских комплексов в свете предстоящей Олимпиады 2014 года особенно привлекательно. Подписаны инвестиционные соглашения ГК «Росавтодор» с инвесторами о создании здесь нескольких многофункциональных зон». Владимир Нетесов уточняет, что это будет 4 зоны дорожного сервиса с гостиницами, заправками и заведениями общепита, а появятся они на территории Новоусманского, Бобровского, Павловского и Богучарского муниципальных районов. «Наконец, третье направление, – продолжает Ирина Леонидовна, – это развитие зон рекреации в тех районах, которые не обладают знаковыми достопримечательностями, но в них есть турбазы, дома отдыха пляжи, где могут отдохнуть люди, которые по каким-то причинам не хотят ехать на юг, или же здесь можно провести выходные».

Якорные проекты
Среди наиболее перспективных проектов Владимир Нетесов обозначил 3 якорных туристско-рекреационных комплекса, которые планируется обустроить в первую очередь. Первый – в Дивногорье Лискинского района. Здесь будет возведена гостиница, построена этнодеревны, визит-центр, амфитеатр для проведения представления на открытом воздухе, оборудован пляж. Строительство этого объекта обойдется почти в 75 миллионов рублей, и, по экономическим прогнозам, окупит себя через 8 лет. Следующий объект – Графская усадьба, расположенный в селе Слобода Бобровского района. Здесь предполагается возвести гостиницу, павильоны для отдыха, спортивно-развлекательный комплекс и ресторан. Стоимость проекта – 150 миллионов рублей, срок окупаемости – 6 лет. Еще один перспективный проект – комплекс «Хутор Кувшин» Подгоренского района – включает строительство гостевых домиков, коттеждей таунхаус, причала для маломерных судов, конюшни, физкультурно-оздоровительного комплекса, открытого амфитеатра. Его проектно-сметная стоимость – 153 с половиной миллиона рублей, срок окупаемости – чуть больше 4 лет. Кстати, как нам рассказали в департаменте развития предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области, «Хутор Кувшин» уже нашел своего инвестора.

Оправданный оптимизм
В наши дни туризм представляет собой одну из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства, играет важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития большого числа стран и регионов, в том числе и в Воронежской области. В этом эксперты, с которыми нам удалось пообщаться, единодушны.
– Привлечение широкого потока туристов в наш регион принесет дополнительный доход в казну и будет способствовать развитию области в целом, – считает Владимир Нетесов. – Я имею в виду усовершенствование инфраструктуры в разных районах области, появление новых рабочих мест.
– Конечно, туриндустрия сможет стать значимой частью экономики региона, – уверена Ирина Кокорева, – если мы сможем обеспечить достойный уровень «принятия». Перспективы есть, но это сложная и долгосрочная задача, задача не одного года и даже не одной пятилетки.

* количество людей, прибывших в Воронежскую область из других регионов России и воспользовавшихся услугами размещения в гостиницах, мини-отелях, хостелах
Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев:
«Тем, кому интересны возможности нашего края в плане туризма и отдыха, найдут сведения об уникальных достопримечательностях, которыми богата воронежская земля – один из важнейших культурно-исторических ареалов России. Здесь немало уголков, достойных восхищения. Среди них и замок принцессы Ольденбургской в Рамони – удивительный архитектурный шедевр, связанный с судьбой ряда представителей царственной династии Романовых, заповедник в Дивногорье, на территории которого возвышаются меловые горы необычайной красоты с катакомбными храмами, археологический музей в Костенках, расположенный в месте древнейшего поселения людей и содержащий бесценные свидетельства об истоках человеческой цивилизации».
Одним из инструментов продвижения Воронежской области стал туристско-информационный портал www.tourist36.ru. Более 95 % его посетителей – россияне. Но, кроме того, среди аудитории сайта есть и представители Украины, Беларуси, Казахстана, Нидерландов, Германии, Италии, стран Прибалтики, США, Канады, Израиля, Дании, Греции, Австралии, Великобритании.
По итогам конкурса, проведенного в рамках 8-й межрегиональной специализированной выставки «Отдых. Туризм. Спорт», которая прошла в Воронеже 13-14 апреля, лучшим маршрутом рекламно-информационного тура признан проект «Жемчужины Воронежского края» (ООО «Гранд-трэвел»). Начинается тур в Борисоглебске, затем проходит через Хоперский государственный заповедник, Ломовский природно-ландшафтный парк, Бобров, Павловск, Хреновской конезавод, село Костомарово и Дивногорье.
Министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко, подойдя к стенду Воронежской области на выставке «Интурмаркет-2012» (в Москве, в марте этого года), первым делом поинтересовался, как поживает котенок с улицы Лизюкова.
Одним из наиболее знаковых объектов туристической привлекательности Воронежской области является археологический музей-заповедник «Костенки», в здании которого законсервировано древнее жилище из костей мамонта возрастом около 20 тысяч лет. Широкую известность этому объекту помогла обрести вышедшая в марте 2009 года статья во всемирно известном журнале National Geographic.
Ирина Половинко
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели