– С чего для большинства молодых людей начинается вера?
– Если для людей старшего поколения вера с рождения была неотъемлемой частью жизни, то молодые люди приходят к ней как через испытания и скорби, так и через доброту и любовь, через собственные благие дела в рамках реализации волонтерских проектов.
Например, среди прихожан Казанского храма есть один молодой человек – Александр. Его отец и дядя отбывали наказание в местах лишения свободы, и не сложно представить, какое воспитание получил этот парень. Конечно, поначалу он агрессивно воспринимал окружающий мир, в том числе религию. Но со временем, видя отзывчивость и доброту, он на глазах изменился в лучшую сторону.
В рамках проекта «Сердцем к сердцу» мы общаемся с людьми с ограниченными возможностями, которые приобщаются к вере. Им действительно становится легче жить.
Другой пример: ежегодно у нас в епархии проходит Митрофано-Тихоновский крестный ход. Однажды группа молодых людей пришла в Благовещенский собор, откуда начинается шествие, чтобы проводить друзей в путь. Мы пригласили ребят пройти с нами хоть недолго, в качестве прогулки. Они дошли до храма Ксении Петербуржской. Потом не отказались пройти до храма Михаила Архангела в Чертовицке. В результате все четыре дня молодые люди ходили с нами, а по возвращении воцерковились и стали активными прихожанами Казанского храма.
– Какие мероприятия проводит церковь с участием православной молодежи?
– При основных действующих храмах работают молодежные группы, которые проводят паломнические поездки, посещают социальные учреждения: интернаты и дома престарелых, ведут работу с людьми с ограниченными возможностями, организуют крестные ходы и концерты. К слову, именно мы еще в 2014 году были родоначальниками ежегодного православного Сретенского бала.
С другой стороны, мы стараемся создавать условия для общения светской и православной молодежи, тем более что сейчас такая возможность есть, в отличие от той ситуации, которую мы наблюдали в начале века в условиях гонений на христиан. В том числе мы посещаем светские форумы, такие как Молгород и Селигер. И надо сказать, не всегда просто наладить контакт: так, в 2013 году во время одного молодежного форума некоторые светские ребята поначалу немного в штыки восприняли православную молодежь. Но постепенно мы все подружились и сохранили теплые отношения до сих пор.
– Как церковь относится к нестандартным инициативам, например таким, как байкерский заезд в поддержку православия?
– Ко всем нововведениям мы относимся положительно, ведь православные люди есть в разных сферах. Например, в Москве существует движение «Сорок Сороков». Так вот, среди его участников есть футбольные фанаты, болельщики «Спартака» и «Зенита». И они принимают активное участие в богослужениях и социальных проектах. В Воронеже я знаю молодого человека Владимира – он байкер, и при этом служит пономарем в храме.
– Что, на ваш взгляд, нужно для того, чтобы привлекать больше молодых людей в религию?
– Важным направлением является работа с образовательными учреждениями: мы проводим встречи в вузах и школах. Например, у нас сформировалась инициативная группа, которая проводит уроки «Мир против экстремизма», занимается антисектантской деятельностью, а также организует показы фильмов для студентов и школьников. Недавно прошел показ фильма протоиерея Александра Новопашина «Рядом с нами» – история девушки, которая попадает в секту террористов-смертников.
На наш взгляд, сегодня как никогда важно разговаривать с молодежью. В современном мире существует очень много искушений, а задача православной церкви – защищать умы молодых людей, мировоззрение которых еще не сформировалось, от пагубных веяний.