Полет без посадки
Самолеты прилетали по парам с интервалом в 25 минут. Всего 12 бортов. Некоторые в течение 10 минут кружили над аэродромом. «Для посадки необходим определенный вес. Если горючего много, его необходимо выработать», – уточняет заместитель командира 7000 авиационной базы по воспитательной работе подполковник Евгений Уткин.
Больше 6 часов экипажи группы самолетов 7000 авиационной базы во главе с командиром – генерал-майором Канаматом Боташевым находились в воздухе. Взлетев с аэродрома в Забайкалье, летчики за все время ни разу не посадили самолет для дозаправки. Она происходила в воздухе.
Чудеса мастерства
Фронтовые бомбардировщики по парам подходят к нижней полусфере транспортного самолета-танкера ИЛ-78К. Самолет-заправщик выпускает топливные шланги с конусами. На передней части фюзеляжа СУ-24М располагается специальная приемная штанга. И вот на скорости примерно 800 километров в час, учитывая разный размер самолетов, необходимо штангой попасть в раскрывшуюся «юбку» конуса, состыковаться со шлангом и принять топливо. В течение некоторого времени надо держать постоянную скорость и дистанцию, преодолевая все вибрации и турбулентность, чтобы не разгерметизировать соединение и раньше времени не закончить операцию.
Сказать, что это ювелирная работа, – ничего не сказать. Обыватель может только догадываться, каким профессионализмом надо обладать, чтобы в небе выполнить данное задание. Причем дозаправка самолетов происходила несколько раз.
– Если исходить из мировой практики авиации, то дозаправка в воздухе – это достаточно частый опыт, позволяющий преодолевать дальние расстояния. В 1996 году, летчики из Воронежа уже выполняли такие полеты. Это действительно сложный маневр, но здесь просто необходимо следовать инструкциям, методическим пособиям и полученным знаниям, – скромно замечает командир базы.
Солнце-проводник
После удачного приземления первой пары, самолеты встретили женщины с традиционными хлебом-солью и квасом. Воины-авиаторы после 6 часов пребывания в небе наконец вступили на родную землю. Очень уставшие, но довольные они принимали цветы и поздравления.
– Конечно, я уже привыкла к ожиданию: такова судьба жены летчика, – рассказывает Елена Захарова. – Но Андрей в первый раз улетел так далеко от дома. И даже несмотря на привычку, я, конечно, переживала. Это же небо – оно непредсказуемо!
Летчики с радостью отмечали, что с погодой повезло, и можно было наблюдать все красоты Забайкалья и Сибири, Уральских гор и, конечно, нашей средней полосы.
– Так получилось, что мы вылетели в 10 утра, а прилетели в 12. Получилось, мы летели всего два часа, хотя на самом деле 6. Во всем виновны часовые пояса! – смеется старший штурман Андрей Харченко. – И на протяжении всего полета нам светило солнце.
Добротный уровень
Командир 7000 авиационной базы генерал-майор Канамат Боташев, оценивая результаты учений, отметил, что выполненные задачи можно разделить на несколько этапов:
– Первый этап – это когда части авиации были перебазированы на другое стратегическое направление. Эту задачу выполнили в установленные сроки. Второй этап – непосредственное участие в стратегических учениях. Были выполнены согласно планам учения вылеты всем составом, а также отдельными подразделениями той части авиации, которая была туда перебазирована. Предварительно можно сказать, что задачи, которые были поставлены перед летным составом авиационной базы, выполнены на достаточно хорошем, добротном уровне.
Справка «ГЧ»
Всего в учении «Восток-2010» приняли участие около 20 тысяч военнослужащих, до 70 самолетов, до 2,5 тысяч единиц вооружения, военной и специальной техники, до 30 кораблей. Непосредственно в Сибирском военном округе участвовали в учении до 10 тысяч человек личного состава и до 1,5 тысячи техники.
ТТД СУ-24: Экипаж – 2 человека, максимальная скорость на высоте 11000 метров – 2320, км/ч, практическая дальность – 4270 километров, боевой радиус действия – 560-1300 километров.
Всего в учении «Восток-2010» приняли участие около 20 тысяч военнослужащих, до 70 самолетов, до 2,5 тысяч единиц вооружения, военной и специальной техники, до 30 кораблей. Непосредственно в Сибирском военном округе участвовали в учении до 10 тысяч человек личного состава и до 1,5 тысячи техники.
ТТД СУ-24: Экипаж – 2 человека, максимальная скорость на высоте 11000 метров – 2320, км/ч, практическая дальность – 4270 километров, боевой радиус действия – 560-1300 километров.