«Вход на ваше усмотрение»: В Воронеже открылась выставка графики Пикассо «для взрослых»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

«Вход на ваше усмотрение»: В Воронеже открылась выставка графики Пикассо «для взрослых»

21 ноября 2013 / просмотров – 1026
Культура

Выставка «Пабло Пикассо. Искушение» впервые в России представляет работы величайшего художника ХХ века Пабло Пикассо из графического цикла  «Suite 347», выполненного в 1968 году. Те, кого не спугнет эпатаж серии смелых до абсурда эротических зарисовок, смогут «заглянуть в душу» прославленного мэтра авангардного изобразительного искусства.

Ироничный бег от смерти 

В работах мастера царит ирония: в смеховом ключе предстают сюжеты из мира цирка, корриды, театра. Все события цикла – воплощение фантазий и эмоций 87-летнего художника, не имеющих ничего общего с реальностью, ведь территория этих сюжетов – мир искусства. 

Пикассо в этой серии, ставшей последней в его жизни, будто убегал от смерти, пытаясь погрузиться в мир безудержных страстей, фантазий, окружить себя вихрем карикатурных персонажей. В это время он был уже довольно одинок: ушли из жизни друзья, меньше стало выходов в свет, к которым привык мэтр. В таком затворничестве остановка в творчестве была равносильна для Пикассо смерти – и он будто разгонял кровь по холодеющем жилам своего творчества этими пышущими страстью и адреналином гравюрами. 

Абсурд и философия

Герои предстают обнаженными или в немыслимых карнавальных костюмах, экстравагантных головных уборах. Художник сметает все границы, доводя абсурд ситуаций до абсолюта: так, в развернутая в цикле тема вуайеризма (подглядывания за интимными сценами) воплощена с привлечением образа…Папы Римского! Интересны «картины в картинах», на которых изображен художник за мольбертом: внимательный зритель заметит, что образ натурщицы на полотне и даже отражение в зеркале на гравюрах Пикассо не тождественно облику персонажа. 

В названиях работ цикла имена получили только два персонажа: это Жаклин, последняя супруга художника, и сам Пикассо. Он изображает себя в виде старика, стоящего на коленях перед толпой персонажей – вероятно, тех, которых создал сам на протяжении десятилетий творчества. Есть и картина, где образ мэтра предстает уже как бюст, коронуемый поклонниками в присутствии печальной Жаклин. Ее тонкая фигура появится и в другом эпизоде цикла: она будет балансировать на цирковом шаре, будто стараясь сохранить хрупкое равновесие жизни на грани краха. 

Не-линейный парадокс

Есть ли в экспозиции «зацепки» для внимания зрителя, кроме эротической вакханалии сюжетов? Эксперты предлагают вдумчивому посетителю обратить внимание на безудержный полет линий: они не пересекаются, из огромного количества штрихов вырастают образы. Пикассо делает невозможное, изображая человеческое тело в движении тремя-четырьмя плавно изгибающимися линиями. Художник вольно варьирует масштаб и геометрию форм: отсюда непропорциональные, на первый взгляд, части тела и элементы композиции. Парадоксально, но такая манера рисования на плоскостном изображении рождает объем. 

Выставка «Искушение» предполагает индивидуальное созерцание: работы не требуют пояснений – композиции снабжены исчерпывающими развернутыми названиями вроде «Старик, несущий факел амуру, осел, женщина и арлекин». Оценивать смелость и откровенность этой, безусловно, в высшей степени эпатажной экспозиции, каждый зритель волен по-своему, как и выбрать тот аспект, на котором сосредоточить внимание. По нашему мнению, увидеть это карнавальное буйство фантазии великого художника стоит хотя бы как отпечаток его кипучего темперамента, до последнего противостоявшего неумолимо надвигающейся «вечной зиме» его творчества. 

Выставка открыта до 9 февраля в музее им. Крамского (проспект Революции, 18, третий этаж). Стоимость билетов: для взрослых посетителей – 250/300 рублей, для студентов и пенсионеров – 200/250 рублей (будние/выходные дни). Возрастной ценз – 18+.

Экспертное мнение

 Александр ЩЕЛЯКОВ,  арт-директор компании "Артгит" (Москва): 

Сейчас в Воронежском музее удивительная ситуация: на протяжении двух недель будут соседствовать две выставки: «Рапсодия Страсти» и новый проект «Искушение». На одной площадке выставлено более 200 работ Дали и Пикассо – это очень серьезный уровень и заметное явление в культурной жизни. Открывшаяся сегодня выставка – пожалуй, самое необычное из всего, что мы представляли. Все 105 работ – сокровеннейшие из всего творчества мастера, возвращающегося к эротическим мотивам за 5 лет до ухода из жизни. Серия была закончена в октябре 1968 года, и уже в ноябре была выставлена в одной из французских галерей: на дверях залов разместили табличку «Вход на ваше усмотрение». Эта экспозиция – смелый шаг навстречу сексуальной революции, которую Пикассо всецело принял. Цикл  «Suite 347» был выполнен в технике офорта сухой иглой и отпечатан всего лишь в 50 экземплярах, которые сразу же разошлись. Сегодня полная коллекция представлена только в 7 доступных собраниях – поэтому можно без преувеличения говорить об уникальности прибывшей в Воронеж экспозиции.

Екатерина Чернова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели