Владимир Чикишев в Воронеже: «Летающие дети очень нужны нашему обществу»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Владимир Чикишев в Воронеже: «Летающие дети очень нужны нашему обществу»

22 ноября 2013 / просмотров – 1160
Культура

В столицу Черноземья прибыл известный педагог, директор нижегородской школы-интерната для глухих детей, художественный руководитель и режиссер театра «Пиано», действующего при этом учебном заведении уже 27 лет, Владимир Чикишев. Он приехал, чтобы поделиться с воронежскими преподавателями движения, актерами, танцорами, психологами и творчески ориентированными людьми своей интересной методикой импровизации и игры в движении. Мастер-класс под таким названием стартовал сегодня в рамках образовательной программы фестиваля «Большая перемена».

«Взрослые разучились дарить радость»
28 лет Владимир Чикишев работает с необычными детьми, которые не слышат голоса мамы или реплик героев мультфильмов. Педагог видит своими глазами и рассказывает о гениальности этих мужественных маленьких людей:

– Несмотря на огромное количество глубинных обид, они находят в себе силы испытывать радость, накапливать ее и дарить зрителю – а это уже профессия. Как им это удается – до сих пор для меня загадка. Ведь многие из нас, взрослых, потеряли способность улыбаться и попросту смеяться. Главный критерий моей работы с детьми – их смех. Начиная работать в русле театра, я практически сразу перехожу в пространство педагогики: я думаю о том, как побудить ребенка учиться. Другими словами – как сделать так, чтобы я мог исчезнуть? Как его спровоцировать на игру, как его научить играть? – делится размышлениями Владимир Чикишев.
– Великий друг детей Дед Мороз чаще всего просит ребят рассказать стишок, но почему-то никогда не призывает сочинить его. Здесь-то и начинаются проблемы и фатальные потери театра. Исполнительство, воспроизведение, пересказ не позволяют выстроить тот особый, творческий диалог, который необходим не только для ребенка на сцене и в жизни, но и всему нашему обществу в целом, – считает педагог.

Методике Владимира Чикишева сопутствует масса определений: игра в движении, контактная импровизация и другие, но, по признанию автора, в итоге все сводится к одному: смеются дети или нет. Этот момент абсолютной искренности и открытости невозможно подстроить какими-то обманными уловками, сконструировать искусственно. Педагог стремится выйти с детьми на другой уровень отношений – партнерский, игровой, доверительный.

Открыть фантазию для полета

Договориться с собственным телом о гармоничном существовании и свободном движении, освободиться от блоков и зажимов – «подарков» традиционных школьных уроков физкультуры – одна из задач игр, основанных на импровизационном движении.

– Мне непонятна формулировка «развивать фантазию» – как можно развить то, что безгранично? Вот открыть ей двери, пустить в полет – это мне нравится. Собственно, отсюда и задача: чтобы дети летали. Совершенно точно, что эти летающие дети крайне нужны нам в жизни, – заключил педагог.
Владимир Чикишев уверен, что его методика подходит для работы и с обычными детьми, и со студентами, и со взрослыми. Наглядным подтверждением стала практическая часть семинара. На разминке два десятка участников образовали круг. Ненавязчиво направляемый импульсами, посылаемыми педагогом, он стал двигаться и будто ожил: Владимир Чикишев призывал избегать статики, почувствовать пространство и услышать его подсказки. Малознакомые люди стали взаимодействовать в этой игровой ситуации, и круг излучал все больше живых позитивных эмоций. Сцепляясь мизинцами, локтями, «здороваясь головами», падая на пол и поднимаясь, участники все больше раскрепощались. В какой-то момент показалось, что шутливое предложение педагога людям, стоящим на одной ноге, поднять и вторую – легко осуществимо!
– 5 минут совершенно непонятных движений и вот, мы уже смеемся. Настройка правильная! – отмечал по ходу событий мастер игры.
Несмотря на то, что эффективным инструментом безграничной игры является наше тело само по себе, Владимир Чикишев использует и некоторые приспособления. Среди них – «кометы» (резиновые мячики, обтянутые яркой летящей тканью) и обычные одноразовые тарелочки. Свободное игровое взаимодействие с этими незамысловатыми предметами (в разных направлениях и темпах движения) вскоре сменяется импровизацией с воображаемыми «кометами» и тарелочками – это легко делать, пока свежи тактильные ощущения. После такой игры можно забыть о пасмурном настроении и «зажимах» – психологических и физических.

Уникальность методики Владимира Чикишева и его мастер-классов в том, что в ходе игры и импровизации участники не повторяют движения за ведущим, а сочиняют собственную композицию. Осваивая элементы пантомимы, работая с предметами и погружаясь в мир контактной импровизации и вступая в диалог с друг другом и публикой, участники в итоге становятся создателями уникального действа. Педагог улавливает и помогает развить собственный стиль каждого ученика, который потом вливается в общую финальную постановку с коллажной композицией.

Екатерина Чернова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели